Методика социологических исследований

План

1. Сущность, типология и этапы социологического исследования.

2. Программа социологического исследования.

3. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации.

История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями – источниками новых знаний, необходимых как для развития теорий, так и для регулирования социальных процессов. Непосредственное признание социологические исследования (так упрощенно называют эмпирическую социологию) получили в конце Х1Х – начале ХХ вв., они пришли на смену индивидуальным способам накопления социологического знания и опирались на практику социально-статистических наблюдений и социальных обследований. Идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики, этнографии, правоведения, где формы эмпирических и экспериментальных исследований утвердились ранее. ХХ век стал временем бурного развития эмпирической социологии, а центром ее формирования был Чикагский университет (Чикагская «школа жизни»). Здесь в 20-30 гг. развернулись многоцелевые прикладные исследования, ознаменовавшие яркий расцвет эмпирической социологии. Это направление ориентировалось на детальные исследования частных локальных областей: осмысление живого процесса жизнедеятельности людей в конкретных ситуациях.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования. Методика социологического исследования – совокупность операций, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой.

Социологическое исследование – это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверную информацию о тех явлениях и процессах, которые изучаются, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в социальной практике.

Социологическое исследование представляет собой многогранный научный процесс выработки новых знаний, который объединяет теоретико-методологический и эмпирический уровни социального познания, что соответственно обеспечивает его целостность и дает конкретное представление о какой-либо стороне социальной реальности, о различных видах общественной деятельности людей. Социологическое исследование движимо общественной потребностью в социальном знании, в социальной ориентации. Оно отражает интересы тех или иных классовых, социально-групповых и других сил, направленных на утверждение или изменение взаимоотношений личности, социальных групп и общества. В этом отношении социологическое исследование является составной частью научного и общественного процесса, отражает мировоззрение социолога и обусловлено его общественной позицией. Социологическое исследование является видом профессиональной деятельности людей, получивших специальную подготовку. Термин «социологическое исследование» утвердился не ранее конца 20-х начала 30-х годов ХХ века.

В зависимости от уровня научного знаниясоциологические исследования подразделяются на теоретическиеи эмпирические. Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования, называется эмпирическим. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальным, если выработка практических рекомендаций – то к прикладным исследованиям. В социологии существуют не только теоретические и прикладные исследования, но и смешанныеиликомплексные, в которых решаются не только научные, но и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях социологического знания, или оно является только научным или прикладным, оно, как правило, содержит в себе и решение методологических вопросов.

В зависимости от сложности и масштаба решаемых задач выделяют три основных вида социологических исследований: разведывательное (пилотажное, зондажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование– предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов и инструментария основного исследования, внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса, что позволяет сформировать относительно целостное представление о нем. Оно охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам, помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать и рационально определить способы, формы и методы управления социальными процессами.

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в его основе. Так, если в ходе описательного исследования устанавливается, существует ли связь между характеристиками исследуемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли выявленная ранее связь причинный характер. Это наиболее глубокий и масштабный вид исследования, отличающийся от других не только сложностью и содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной социологической информации, но и более тщательным подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения тем или иным образом обычных условий функционирования социального объекта.

Социальные явления или процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором – с повторным. Точечное исследованиедает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статичной, поскольку она отражает как бы моментальный срез объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во временном пространстве. Повторныминазываются исследования, проводимые последовательно через определенные промежутки времени, базирующиеся на единой программе и едином инструментарии. Они представляют собой способ сравнительного социологического анализа, направленного на выявление динамики развития социального объекта. Особый вид повторного исследования – панельное исследование: статистически обоснованное и проводимое через определенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (например, ежегодное, ежеквартальное исследование бюджета определенных семей). Панельное исследование позволяет устанавливать тенденции, характер изменений настроений, ориентаций общественного мнения и т.п., давая динамическую картину изучаемых социальных явлений.

Исследования проводятся как в лабораторных, так и в естественных условиях. Например, изучение социально-психологического климата в рабочей бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым. Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт(от лат.cohorts – множество, подразделение) – группировок, в которые включаются индивиды, подобранные по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени). Если социологическое исследование охватывает все без исключения единицы (социальные объекты) генеральной совокупности, его называют сплошным. Если же обследуется только определенная часть социальных объектов – исследование называется выборочным.

На выбор вида исследования оказывают влияние два обстоятельства: 1) цель, практическая и научная целесообразность исследования и 2) сущность и особенности социального объекта, который будет изучаться.

Каждое исследование начинается с предварительной организационной работы с заказчиком («клиентом»), где определяется тема, намечаются общие контуры работы и решаются вопросы финансового и материально-технического ее обеспечения. Затем начинается собственно исследовательская работа. В проведении социологического исследования можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный. На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования – документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. На втором, полевом этапе осуществляется сбор социологических данных, на третьем – их анализ, обработка, обобщение, подготовка практических рекомендаций.

Таким образом, социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Характерной особенностью социологических исследований является то, что изучение социальных процессов осуществляется через анализ человеческой деятельности или ее результатов, через выявление потребностей и интересов людей.

Проведение какого-либо социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, содержащим в себе всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого явления. Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса. Во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала. Во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования. Методика социологического исследования – совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой.

Программа – это изложение общей концепции исследования, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Функции программы:

1. Теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.

Основные требования к программе: 1) необходимость; 2) эксплицитность (ясность, четкость); 3) гибкость; 4) логическая последовательность структуры. Структура программы включает три раздела – методологический, процедурный (или методический) и организационный.

Программа социологического исследования состоит из трех разделов: методологического, методического (или процедурного) и организационного.

Методологический раздел программы социологического исследованиясодержит такие элементы: 1. Формулирование проблемы исследования. Проблема – это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулирование (разработку) проблемы. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке («социальный заказ»). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология, какие элементы проблемы являются главными, а какие второстепенными, и главное – какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие предстоит решить в данном исследовании (научная проблема).

Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок, например:

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект исследования – явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предмет исследования – это стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.Ни одно исследование не в состоянии охватить все многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. Поэтому в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект, временная граница (определенный период времени). Выделение объекта и предмета исследования позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Под целью исследованияпонимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Например, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению.

Следующим шагом в разработке программы исследования является интерпретация и операционализация основных понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа. Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных (исходных) понятийпроводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их однообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. Эмпирическая интерпретация понятий является непосредственно социологической задачей: это научная процедура перехода от содержания основных понятий через иерархию опосредующих конкретизирующих к потенциально доступным фиксации и измерению единицам искомой информации (индикаторам). Эмпирический индикатор – это факт, используемый для эмпирического измерения. Цель операционализации понятий– установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Например, такое понятие как «отношение к труду» невозможно выразить в индикаторах, т.е. в доступных для наблюдения и измерения характеристиках объекта. Это понятие можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последние также надо разложить на ряд объективных характеристик – отношение к работе (трудовая дисциплина, производительность труда и др.) и ряд субъективных характеристик – отношение к работе (степень удовлетворенности работой и др.). Затем каждому этому операциональному определению понятия нужно предложить эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Операциональное определение понятия – это операция разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения.Операционализация позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные. Смысл данных операций – это переход от теоретической разработки программы к эмпирическому социологическому исследованию: открывается путь для применения в исследовании методов выборки, сбора и анализа социологической информации.

Следующий этап – разработка гипотез. Гипотеза(от греч. hypothesis – основание, предложение) – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер. Это предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. По задачам исследования гипотезы бывают основные и неосновные, по последовательности выдвижения – первичные и вторичные, по содержанию – описательные (о существенных свойствах объекта), объяснительные (предположения о значении факторов), прогнозные (о тенденциях). Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований: 1) она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических показателей в рамках данного исследования; 2) должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования; 3) должна содержать в своей формулировке указание на способ ее проверки; 4) должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок. Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна, преемственна с предшествующим знанием, она не должна противоречить фактам науки. Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и на ее разрешение. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Методологический раздел программы социологического исследования органически взаимосвязан с процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций.

Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов:

Определение выборочной совокупности, которая обследуется, то есть обоснование системы выборки. Основная идея выборки заключается в том, чтобы по части судить об общем, через малое представительство (микромодель) судить об общем (макромодель). Данную суть остроумно выразил Дж. Гэллап: «Если хорошо перемешать суп, повар возьмет на пробу одну ложку и скажет, какой вкус у всего горшка!». Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность. Генеральнаясовокупность – это вся совокупность единиц обследования, которая имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограничена территорией, временем, профессией, функциональными рамками. Обследование всей генеральной совокупности (например, все студенты вузов Донецка, или все жители города N) требует значительных финансовых затрат и затрат времени. Поэтому, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности – выборочная совокупность,отобранная при помощи специальных методов и отражающая характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства). Выборка– это минимальное представительство того состава обследуемых единиц по выделенным параметрам (критериям), которое воспроизводит закон распределения признака в этой совокупности.

Процедура отбора части элементов генеральной совокупности, позволяющая делать выводы обо всем множестве элементов, называется выборкой.Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации(от англ. random –соучастный, выбранный наугад), то есть случайного отбора. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждой единицы обследования, то есть отбор «наугад» гарантирует от намеренных или непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки заключается в том, что вначале определяется единица выборки – элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки (это может быть индивид, группа, акт поведения и т.п.). Затем составляется основа выборки - список (перечень) элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, исключающий дублирование единиц наблюдения. Это может быть, например, список всех членов обследуемого трудового коллектива или жителей города. А уже из основы выборки осуществляется отбор единиц наблюдения.

К основным типам выборки относятся:

1. Случайнаявыборка – метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности на основе статистической случайности (тут используют таблицу «случайных чисел», подбор по датам рождения, по фамилиям, начинающимся с определенных букв и т.п.). Выборка бывает простая случайная или многоступенчатая, когда отбор осуществляется в несколько этапов.

2. Квотная выборка (неслучайная) – это отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.

3. Систематическая (псевдослучайная) выборка – способ, при котором соотношение между объемом выборки и объемом генеральной совокупности используется для определения интервала (шага выборки) таким образом, что каждая единица отбора, которая находится на расстоянии этого шага, включается в выборку (например, каждый 10-й или 20-й по списку).

4. Серийная (гнездовая) выборка, при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, студенческая группа, коллектив кафедры в вузе и т.п.

5. Стратифицированнаявыборка, при которой генеральная совокупность первоначально разделяется на частные, внутренне однородные совокупности, «страты» (классы, слои), а потом осуществляется отбор единиц выборки внутри каждой совокупности.

Объем выборки как общее количество единиц обследования, которые вошли в выборочную совокупность, зависит от степени однородности генеральной совокупности (если в саду 100 яблонь одного сорта, достаточно попробовать яблоко с одного дерева, чтобы судить обо всех яблоках в саду), необходимого уровня точности результатов, количества признаков выборки. Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Однако намерение увеличить точность в два раза потребует увеличения выборки в четыре раза. Точность измерения (репрезентативность), составляющая 95%, является достаточной для исследования.

Во время определения выборки важно не допустить ее смещения.Смещение выборки– это отклонение структуры выборки от реальной структуры генеральной совокупности. Причины этого могут быть различные, но чаще всего это так называемые «систематические ошибки».Они обусловлены незнанием структуры генеральной совокупности и использованием процедур отбора, нарушающих, например, необходимую для репрезентативности выборки пропорциональность в представительстве различного типа элементов генеральной совокупности. Систематические ошибки могут быть обусловлены и сознательным отбором наиболее «удобных», выигрышных элементов генеральной совокупности.

Насколько смещение выборки может обесценить весь труд социологов, свидетельствует классический пример из истории социологических исследований в США. Во время президентской избирательной кампании 1936 г. журнал «Литературный дайджест» на основании колоссального исследования с почтовым анкетированием нескольких миллионов читателей подготовил неверный прогноз, в то время как Джордж Гэллап и Элмо Роупер правильно предсказали победу Ф.Рузвельта на основании всего лишь 4 тыс. анкет. Сотрудники журнала, казалось бы, максимально уменьшили вероятность так называемой случайной ошибки, которая обусловлена отличием размеров генеральной и выборочной совокупности. Чем меньше это отличие, тем меньше вероятность случайной ошибки. Однако при этом они допустили систематическую ошибку.Адреса для рассылки анкет они взяли из телефонной книги, а телефонами тогда в США владели только имущие слои населения, преимущественно домовладельцы. В связи с этим мнение опрошенных не было среднестатистическим, которое можно было бы экстраполировать на всю страну. Основная масса более низких слоев населения при опросе осталась неохваченной, но именно она оказала решающее влияние на победу Ф.Рузвельта.

Бытует мнение, что объем выборки должен составлять от 1,5% до 10% объема генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 респондентов. Однако опыт показывает, что при проведении опросов общественного мнения достаточно включить в выборку 500 - 1200 человек, чтобы получить достоверные результаты. Институт Гэллапа и другие американские организации на основе тщательной выборки распространяют 1,5 – 2 тыс. анкет. Каждый раз число анкет необходимо определять, пользуясь математической теорией выборки, учитывая, какая нужна точность, обеспечивая для всех единиц генеральной совокупности одинаковые шансы быть отобранными для изучения.

Следующий компонент процедурного раздела программы – определение методов сбора первичной социологической информации. При определении методов сбора информации необходимо иметь в виду, что: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации; 2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности; 3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его обоснованностью и соответствием целям и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур его практического применения. Выбор метода зависит, прежде всего, от источника информации. Документальные источники предполагают использование метода анализа документов, а если источником информации служат внешние проявления социальных явлений или акты поведения, то используется метод наблюдения. Метод опросаприменяется тогда, когда источником информации является человек, его мнения, взгляды, интересы, а метод экспериментаиспользуется в тех случаях, когда источником информации служит специально созданная ситуация.

После определения метода или методов сбора информации можно переходить к разработке инструментария исследования,то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов. Инструментарий – это набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор социологических данных. В состав инструментария входят анкета, план (вопросник) интервью, карточка наблюдений, бланк контент-анализа, инструкция анкетеру (интервьюеру), кодировщику и прочее, способы обработки и анализа данных, в том числе обоснование и перечень соответствующих социальных показателей (индикаторов) и шкал, служащих инструментом для оценки социальной информации. Необходимо отметить, что инструментарий исследования отрабатывается в тесной связи с операционализированным понятием-схемой: выбор показателя – эмпирических индикаторов – источника – построение инструментария.

Рассматривая технологические основы разработки программы, необходимо остановиться и на проблеме измерения,которая должна быть предусмотрена процедурным (методическим) разделом программы. Измерение(квантификация)– это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Основные измерительные процедуры – тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование популярности, опросы. Факты, используемые для социологического измерения, являются индикаторами, а их нахождение помогает осознать, как и в какой форме нужно подойти к сбору информации.

Всем индикаторам свойственны разнообразные характеристики, которые в инструментарии выступают как варианты ответов на вопросы. Они располагаются в той или иной последовательности по позициям и образуют соответствующую шкалу измерений.По форме шкалы могут быть вербальными, то есть иметь словесное выражение. Например, индикатором такого социального свойства как «образование» является «уровень образования», а его характеристики:

- неполное среднее

- среднее общее

- среднее специальное

- незаконченное высшее

- высшее

Это вербальная позиция шкалы измерений. Шкалы могут быть также числовыми (позиция в баллах) и графическими.

Различают следующие типы шкал:

1) номинальная (неупорядоченная) – это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (например, возраст, пол, род занятий или мотивы, мнения и т.п.); 2) ранговая (порядковая) – это шкала упорядочивания проявлений изучаемых свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот); 3) интервальная (метрическая) – это шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства, присвоения этим делениям баллов или числовых значений. Главное требование, предъявляемое к шкалам – обеспечение надежности, которая достигается: а) валидностью, т.е. обоснованностью, что предполагает измерение шкалой именно того свойства, которое социолог намеревался изучать; б) полнотой, т.е. тем, что все значения индикатора учтены в вариантах ответа на заданный респонденту вопрос; в) чувствительностью, т.е. способностью шкалы дифференцировать проявления изучаемого свойства и выражать числом позиций шкалы (чем их больше, тем шкала чувствительнее).

Завершает методический раздел программы логическая схема обработки первичной социологической информации,которая предусматривает, прежде всего, обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, а также формулирование на их основе соответствующих выводов и разработку определенных практических рекомендаций.

Организационный раздел программывключает в себя стратегический и рабочий планы исследования. Стратегический план социологического исследования в зависимости от его вида имеет четыре варианта:

1) разведывательный, когда об объекте мало что известно и отсутствуют условия для формулирования гипотез;

2) описательный, когда данных об объекте достаточно для описательных гипотез;

3) аналитико-экспериментальный, когда есть полное знание об объекте и условия для объясняющего предвидения и функционального анализа;

4) повторно-сравнительный, когда есть возможность выявить тенденции исследуемых процессов.

Рабочий план исследования – это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материально-технических затрат и сетевым графиком. Он фиксирует все виды организационных и методических работ, начиная от утверждения программы до формулирования выводов и практических рекомендаций для заказчика социологического исследования. Кроме того, в организационном разделе программы составляется инструкция по организации полевого исследования, инструкция анкетеру и правила работы и этические нормы.

Таким образом, первая стадия социологического исследования связана с разработкой программы, которая представляет собой стратегический документ научного поиска, теоретико-методологическую основу всей совокупности процедур исследования. От качества разработки программы зависят результаты социологического исследования.

Дифференциация социологических методов позволяет рассмотреть каждый из них отдельно, подчеркивая его специфику. Основными методами сбора первичной социологической информации являются анализ документов, опрос, наблюдение и эксперимент.

Документомв социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Метод анализа документов– это способ сбора данных, который предполагает получение и использование информации, заф

Наши рекомендации