Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рост интереса к социологическим исследованиям и социологической науке является одной из характерных черт современного развития российского общества. Это закономерно и обусловлено ускорением и усложнением общественных процессов, с необходимостью познания и предвидения социальных последствий экономического, научно-технического, политического развития России.

Чем шире используются результаты социологических исследований в различных областях общественной жизни, тем выше ответственность социолога за адекватность и глубину анализа социальной информации. А это ставит перед социологической наукой множество методологических и методических проблем, связанных, в частности, и с поиском наиболее оптимальных методов сбора, обработки и анализа исходных социологических данных.

1. Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания.

2. Программа социологического исследования.

3. Методы социологического исследования.

Конкретные социологические исследования как составная часть процесса

Социологического познания

Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.

Что мы понимаем под социологическими исследованиями? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.

Уже с ХVIII в. в ряде стран стали регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т.д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В ХIХ в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.

В России к концу ХIХ в. сложилась своя социологическая школа, представленная такими именами, как П.А.Сорокин, М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров и др. Особое распространение социологические исследования получили в 20-е годы ХХ в. По экономической, молодежной тематике они велись под руководством С.Струмилина, А.Гастева, М.Лебединского и др.

В конце 20-х и в 30-е годы в нашей стране формируется тоталитарное общество. Для социологических исследований это было время свертывания, а затем и запрета, как и самой социологии, объявленной "буржуазной лженаукой". Объективные данные об обществе и происходящих в нем процессах оказались не только не востребованными, но и опасными для личной диктатуры, волюнтаризма и субъективизма. Отношения науки и политики оказались "перевернутыми": не разработка политической стратегии на основе научных данных, а "научное" обоснование и оправдание разработанного политического курса. Наукам об обществе отводилась роль "служанок" политики.

Возрождение социологических исследований относится к 60-м годам, периоду "оттепели". Выходят в свет социологические труды советских ученых, проводятся социологические исследования, создаются социологические центры и лаборатории. Социологическим исследованиям отводится все более значимое место в познании общества, так как они дают "снимок состояния" социальных явлений и процессов, их объективный, реальный "срез". Эти исследования выявляют тенденции развития социальных отношений и факторы, влияющие на изменение социальных явлений; позволяют выделить имеющиеся противоречия и дать прогноз социальной ситуации. Социологические исследования дают возможность осуществлять контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, реализовать обратную связь.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в познании самого себя, в объективном, научном познании.

В качестве научного метода в социологии выступает диалектический метод, т.е. рассмотрение общества как живого организма в его постоянном развитии, во всех его связях и взаимоотношениях. При этом следует выделять наиболее существенные признаки, стороны, свойства и отношения социального явления и процесса.

Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешнего глаза", но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т.д.

Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: пилотажное (оно также называется зондажным), описательное и аналитическое.

Пилотажное исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.

Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию).

Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т.д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов.

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В данном виде исследования может использоваться также эксперимент. Это когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснять причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.

Далее, в зависимости от того, как изучается объект - в статике или динамике, можно выделить такие исследования:

- разовое, или точечное, которое дает как бы моментальный "срез" объекта;

- повторное, позволяющее сделать сравнительный анализ, ибо осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени.

Особым видом повторного исследования является панельное, его особенность в том, что оно проводится с одной и той же категорией обследуемых.

Для проникновения в содержание методической работы социолога необходимо хотя бы в общих чертах представить себе общую структуру самого исследовательского социологического процесса, другими словами, уяснить, что является элементами структуры, какова связь между этими элементами, в какой последовательности совершается процедура исследования.

Схематически структура процесса социологического исследования выглядит следующим образом:

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru общественная проблема,

цели и задачи исследования

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru

           
    Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru   Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
  Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
 

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru субъект исследования средства КСИ объект КСИ

                   
    Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
      Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
      Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
 
 
 
  Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
    Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru
 

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - student2.ru результат КСИ процесс КСИ

Таким образом, процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.

Наши рекомендации