Методика, методы и техника социологических исследований

К числу основных методов социологических исследо­ваний относятся анализ документов, наблюдение и опрос.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Сбор социологической информации начинается с ана­лиза документов. «Документ» — средство закрепления различным способом на специальном материале инфор­мации о фактах, событиях, явлениях объективной дей­ствительности и мыслительной деятельности человека. Социолог, анализирующий те или иные социальные про­блемы, должен начать свое исследование с изучения до­кументальной информации как базовой, исходной для проведения дальнейшей работы.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют не­формализованные (традиционные) и формализованные методы (контент-анализ).

Традиционные методы, анализа документов. Тради­ционный анализ представляет собой адаптацию содер­жания документа к исследовательской задаче, основан­ную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Типич­ным примером анализа текстовых источников может служить Изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на эта­пе разработки исследовательской проблемы.

Выделяются следующие этапы оценки параметров документального источника: выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его автор­ства — факторов, которые могли повлиять на достовер­ность отражения в документе действительного положе­ния дел. Иначе говоря, выясняются факторы достовер­ности документального источника применительно к целям исследования.

Количественный анализ (контент-анализ). Кон-тент-анализ — это метод изучения сообщений, создава­емых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бу­маге) или записи на каких-либо иных физических но­сителях. Анализ основан на единообразных стандарти­зированных правилах поиска, учета и подсчета количе­ственных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст, книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, днев­ники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом подразумевается, что изучаемая характеристика суще­ствует и распределена в некоторой массовой совокупно­сти — слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Задачи, решаемые методом контентанализа, укла­дываются в достаточно простую и очевидную схему: «кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким резуль­татом».

НАБЛЮДЕНИЕ

Социологическое наблюдение представляет собой на­правленное, систематическое, непосредственное просле­живание, фиксирование и регистрацию социально зна­чимых фактов, явлений и процессов. Это метод сбора информации путем непосредственного изучения соци­ального явления в его естественных условиях. В зави­симости от степени стандартизации техники наблюде­ния можно выделить две основные разновидности этого метода.

Стандартизированная техника наблюдения предпо­лагает наличие предварительно детально разработанно­го списка событий, признаков, которые предстоит на­блюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателей, единообразные кодифи­каторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Вторая разновидность методики наблюдения — не­структурированное или нестандартизированное наблю­дение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, где результаты фикси­руются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. Сбор данных в не­структурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых коли­чественных характеристик. Часто результатом неструк­турированного наблюдения становится разработка стан­дартных, формализованных процедур.

Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения состоит в его планомерности и целеустремленности. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В программе его должны также содержать­ся объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Виды наблюдений рассматриваются также в зависимости от положения наблюдателя,^регулярности наблюдения, места и др. По первому основанию наблюде­ния делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюда­емый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива.

Примером использования метода включенного наблю­дения с полным участием наблюдателя в жизни исследу­емой группы может служить работа известного амери­канского социолога У. Уайта «Общества на углу улицы». Он поставил своей задачей изучить процесс возникнове­ния рэкета и формирования преступных шаек молоде­жи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полно­правным членом исследуемой группы, полностью разде­ляя их образ жизни.

Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюдение может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Социологический опрос — это метод получения пер­вичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между ис­следователем и респондентом с целью получения от пос­леднего необходимых данных в форме ответов на постав­ленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя пря­мо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в фор­ме вопросно-ответного диалога. Особенность этого обще­ния состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информа­ции выступают рядовые участники изучаемых процес­сов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследова­ния, его организационно-экономическими возможностя­ми, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие ус­ловия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаютсядве основ­ные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервью­ер, который представляет авторов исследования и реа­лизует цели исследования в ситуации опроса.

Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (пуб­ликуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновиднос­тей анкетного опроса.

Что такоесоциологическая анкета? Это объединен­ная единым исследовательским замыслом система воп­росов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о соци­альных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из несколь­ких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем крат­ко говорится о целях и задачах исследования, подчерки­вается его значение, сообщается о том, как будут ис­пользованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется аноним­ность ответов.

Вторая часть анкеты — основная. Она содержит воп­росы (их блоки), направления на получение необходи­мой информации. Поскольку анкета должна способство­вать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Внача­ле рекомендуется поставить «конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению ан­кеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашива­емых:их пол, возраст, семейное положение, образова­ние, социальное происхождение, профессия, место уче­бы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты(в ряде случаев этоделается во вводной части).

Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулиров­ки, ставить дополнительные, вопросы;

• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора соци­ологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Ин­тервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, тре­бующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интер­вьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформули­рованных вопросов и вариантов ответов. Но формулиров­ки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минималь­ной стандартизацией поведения интервьюера, здесь ца­рит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представля­ется, говорит о целях и задачах исследования, гаранти­рует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмос­феры для интервью. Задаются первые вопросы по содер­жанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувство­вал, что полностью «вошел» в беседу, она может приоб­ретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.

Классификация вопросов

Поскольку и в письменном, и в устном опросах глав­ное — вопросы, их характер, содержание и форма, оста­новимся на этом специально. Вопросы классифицируют­ся по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме.

По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые.

Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, сти­ля, запаса информации, круга ассоциаций. Интервьюер самостоятельно записывает сформулированный ответ или кодирует его в предварительно составленном классифи­каторе.

Например, в опросах ВЦИОМ часто задается откры­тый вопрос типа:

1. Скажите, пожалуйста, какую проблему ВЫ на­звали бы самой серьезной проблемой для РОССИИ в на­стоящее время?

Закрытый вопрос всегда предполагает наличие гото­вых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных пробного исследования, позволяющих адаптировать первоначаль­ный вариант вопроса к социально-психологическим осо­бенностям опрашиваемых.

Закрытые вопросы — наиболее популярный вид тех­ники для сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет исполь­зовать предварительную кодировку всех возможных ва­риантов ответов.

Работая с закрытым вопросом, респондент, выбрав варианты ответов, совпадающие с его мнениями, сооб­щает об этом интервьюеру, который в свою очередь по­мечает эти ответы в анкете. Заполненная таким образом анкета почти готова к машинной обработке.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня воз­можных, и неальтернативными (вопросы-меню), позво­ляющими респонденту выбрать одновременно несколь­ко ответов.

Пример закрытого вопроса-меню:

«Как ВЫ считаете, что такое жизненный успех?» (можно отметить несколько пунктов):

1. Высокое служебное положение, карьера.

2. Богатство, финансовое благосостояние.

3. Удачный брак, хорошая семья.

4. Хорошее здоровье.

5. Близкие друзья.

6. Любовь.

7. Реализация своих возможностей.

8. Духовное общение (с книгами, искусством).

По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки.

Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования.

Контрольные вопросы выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: «В какой мере ВЫ удовлетворены сво­ей службой? », то контрольный может быть сформулиро­ван иначе: «Хотели бы ВЫ сменить свою службу на дру­гую работу?».

Роль фильтрующих вопросов (вопросов-фильтров) со­стоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих отве­тить на один из основных вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время курсантов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимают­ся, вначале нужно сформулировать вопрос-фильтр: «Зани­маетесь ли ВЫ спортом?», и только потом спросить, каки­ми его видами. Если респондент отвечает на первый вопрос отрицательно, ему не нужно отвечать на серию вопросов о конкретных занятиях, удовлетворенности и т. д.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления ис­кренности и добросовестности опрашиваемых.

Для установления контакта с респондентом, созда­ния у него положительной мотивации на опрос приме­няются так называемые контактные вопросы, которые могут быть прямо не связаны с темой исследования, но позволяют отвечающему высказываться на тему для него наиболее активную, близкую, показывающую его инфор­мированность и компетентность.

Какую бы разновидность вопроса ни использовал ис­следователь, он должен обеспечить респонденту возмож­ность «уйти» от ответа, если он к нему не относится или он испытывает затруднения. Поэтому формулировки вопросов и правила их заполнения обычно предусматри­вают варианты ответа типа: «не знаю», «затрудняюсь определить», «не имею», «не занимаюсь» и т. п.

Итак, мы познакомились с основными методами сбо­ра социологической информации. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Вопрос о целесообразно­сти использования того или иного метода зависит преж­де всего от специфических особенностей объекта иссле­дования.

Выбор того или иного метода зависит от ряда других обстоятельств: степени разработанности изучаемой про­блемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимо­го исследования.

В большинстве социологических исследований при­меняется не один, а несколько методов сбора информа­ции, что усиливает надежность и достоверность получа­емых данных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите разделы программы социологического исследова­ния. Какие процедуры они включают в себя?

2. Какие типы социологических исследований вызнаете? Дайте их характеристику.

3. Что дает системный анализ объекта исследования?

4. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании? Почему в исследовании нельзя обойтись без выдвижения гипотез? Какую роль они играют?

5. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?

6. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным?

7. В чем специфика пилотажного исследования?

8. Какие документы можно использовать при изучении про­блемы «Социально-этнические конфликты»?

9. Каковы функции метода наблюдения?

10. Перечислите виды опросных методов и дайте сравнитель­ный анализ их достоинств и недостатков.

11. Предположим, что ВЫ решили провести контент-анализ газеты (любой, на ВАШ выбор) за последний месяц. Какую смысловую единицу ВЫ бы избрали? Почему?

12. К чему приводят ошибки в построении выборки?

13. В чем состоят плюсы и минусы каждого из методов сбора социологической информации?

14. Какую социологическую информацию содержат докумен­ты, применяемые Государственной Думой и Федеральным собранием России?

Наши рекомендации