Биологические предпосылки детства

У животных размножение — важнейшее средство выжить и при­способиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 миллионов икринок и потом­ство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животно­го, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отно­шение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выжи­вает менее десятка. Горилла рождает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника,

нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать свое чадо в безопасном месте, пересе­ляться туда, где больше пищи, ухаживать за его шерстью и кожей, при­зывать сородичей на помощь.

У высших животных формируется особое явление — материнст­во, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный инсти­тут.

Появление биологического материнства и техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потом­стве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивно­го потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение моз­га 13].

Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникно­вение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальней­ший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необ­ходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он суще­ственно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

Задание

Попробуйте дальше развить эту мысль: почему уход за детьми больше повлиял на взрослых, в чем конкретно это выразилось? Вам не потребуются специальные знания — только историче­ская логика и воображение.

Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась про­должительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось им от природы: какие травы и плоды можно собирать, а ка­кие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. По­смотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в тра­вах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их

биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого пери­ода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большее количество знаний приходилось передавать потомкам в про­цессе их обучения, тем большее время для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собира­тельство требует наименьшего времени обучения. Переход от потреб­ления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от соби­рательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительско­го вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выжива­ния напрямую зависел от успехов обучения.

Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появ­ление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на пе­риод выращивания хотя бы одного выводка — вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охра­нять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в точном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцов­ства и на его основе — формирование института родительства. Завер­шилась история инстинктов, началась история институтов.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщи­на обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Задание

Пользуясь только собственным жизненным опытом, наблю­дательностью и умением логически рассуждать, проведите ис­торическую реконструкцию первой формы разделения обще­ственного труда: в чем заключались воспитательные функции отца и матери, какие методы воспитания они использовали, что такое социальные функции отца, за какую сферу — чувств или разума — отвечала мать, как влияла забота о потомстве на укрепление первобытной семьи?

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — периода

первичного обучения и социализации, 2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень мед­ленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подни­маемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится по­требность в специальном периоде обучения и социализации. У челове­ка она наибольшая. Но и в рамках человеческой истории детство про­должает удлиняться и функции его становятся все более значимыми. Выделим ключевые понятия:

Потомство Уход за детьми

Выживание Усложнение мозга

Инстинкт материнства Институт материнства

Отцовство Родительство

Удлинение детства Моногамия

ДВА МИРА

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подго­товку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, фи­зической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных зна­ний, способностью учиться на собственных ошибках, умением прини­мать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить (что я вас и попрошу сделать — не поленитесь, это крайне занимательно!).

Тем не менее главного мы с, вами не назвали — выполнение соци­альных ролей. Дети — единственная категория населения, не имею­щая социальных статусов и социальных ролей, если не считать ста­тусов "ребенок", "мужской/женский пол", "сын/дочь", "племянник" и т.п., которые они еще не осмысляют. Поскольку дети не являются про­изводителями материальных благ и не относятся к категории экономи­чески самостоятельного населения, у них не может быть профессио­нальных, экономических, политических и даже религиозных статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть этих ролей — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженеров, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная

биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru биологические предпосылки детства - student2.ru ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что та­кое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказыва­ли.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ро­лях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями со­циальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой ме­тод обучения в бизнесе.

Задание

Вспомните свое детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и ответьте:

1. Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что появ­ляется нового в 7 или 10 лет?

2. Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстановки, скажем, когда мама посылает в магазин купить продукты? Ка­кие в этом и подобных случаях осваиваются роли взрослых?

Итак, два мира — детский и взрослый — различаются с точки зре­ния социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное различие — степень овладения социальными ролями.

Наши рекомендации