Тема 2. Методика социологических исследований

1. Исключите из нижеперечисленных видов социологического исследования тот, который не относится к ним.

А) Разведывательное исследование

Б) Методологическое

В) Аналитическое

Г) Описательное

2. Продолжите предложение, исключив из нижеперечисленных утверждений неверное определение: Особенность применения Метода Дельфи состоит

А) В последовательном индивидуальном опросе экспертов

Б) Исключает непосредственный контакт экспертов

В) В обобщении мнения группы экспертов и определении степени согласованности их оценок

Г) В сокращении затрат на сбор и обработку социологической информации

3. Назовите: Какой из перечисленных видов эксперимента является неправильным?

А) Формализованный эксперимент.

Б) Мысленный эксперимент.

В) Натурный эксперимент.

Г) Модельный эксперимент.

4. Сколько дискуссионных групп формируется для реализации фокус-групповой методики сбора и анализа социальной информации? Укажите правильные варианты:

А) Количество групп необходимо увеличивать до тех пор, пока в обсуждении появляются новые мнения

Б) Две группы.

В) Одна группа.

Г) Не менее двух

5. Назовите оптимальное количество участников фокус-группы

А) 5-10 человек.

Б) 5-8 человек.

В) 10-12 человек

Г) 10-20 человек.

6. В каких случаях применяется контент – анализ? Из приведенных ниже утверждений исключите неверное.

А) При наличии большого несистематизированного материала.

Б) Если материал нельзя охватить без суммарных оценок.

В) Если необходима первичная основа для формулирования гипотез исследования.

Г) Когда требуется высокая степень точности социологического анализа.

Тема 3. Специфические характеристики прикладной социологии

1. Установите соответствие между указанными разновидностями опроса и содержанием их определений:

Вид опроса Содержание определения
  Способ изучения мнений, позиций, ожиданий различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о разных сферах общественной жизни, происходящих в обществе явлениях, процессах, событиях. Специфический метод, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. Специфическая разновидность опроса, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме.
  А Б В
1. Экспертный опрос      
2. Массовый опрос      
3.Социометрический опрос      


2. Из приведенных видов интервью исключите неправильный вариант ответа.

А) Фокусированное интервью.

Б) Свободное интервью.

В) Включенное интервью.

Г) Глубинное интервью

3. Установите соответствие между разновидностями социологических исследований и содержанием их определений:

Вид исследования Содержание определения
  Разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц. Прикладное социологическое исследование, ориентированное на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявления основных тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров. Разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на получение первичной социологической информации и установление адекватности методики сбора данных познавательным задачам исследования и особенностей изучаемого объекта.
  А Б В
1.Исследование пилотажное      
2.Исследование лонгэтюдное      
3.Исследование маркетинговое      

4. Дополните следующее определение правильным ответом, выбрав его из приведенных ниже терминов. «Прикладные исследования – это …»

А) Исследование, в котором одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений;

Б) Изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение;

В) Маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения;

Г) Сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

5. Панельное исследование, по вашему мнению, включает в себя:

А) исследование, проводимое по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени;

Б) совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе через определенные промежутки времени;

В) совокупность всех социологических исследований, которые проводятся в определенный период времени;

Г) способ сбора социологической информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности.

6. Выберите те определения, которые, на ваш взгляд, верно отражают содержание понятия «точечные исследования».

А) Сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения.

Б) Совокупность действий по исследованию реальных явлений и фиксации их изменений.

В) Совокупность однонаправленных и повторяющихся действий по исследованию социальных фактов или явлений.

7. Два вида опросов, используемых для оценки популярности политических лидеров, партий, политических движении и т.п. ......

А) Глубинное интервью
Б) Праймериз
В) Exit-Poll
Г) Свободное интервью

8. Два вида экспертного опроса – это .....

А) Почтовый опрос
Б) Метод прогнозных сценариев
В) Телефонный опрос
Г) Метод «Дельфи»

9. Два характерных признака телефонного опроса типа омнибус – это .....
А) Дороговизна исследования Б) Исследование посвящено всестороннему анализу одной темы В) Разнотемье, многоместность Г) Периодичность, регулярность
10. Интервью, которое проводится без заранее подготовленного вопросника, можно определить как ….;
А) Свободное Б) Структурированное В) Систематизированное Г) Формализованное
11. К качественным методам исследования относятся два следующих метода .....
А) Массовый опрос Б) Телефонный опрос В) Нарративное интервью Г) Глубинное интервью
12. К количественным методам исследования относятся два следующих метода .....;
А) Глубинное интервью Б) Массовый опрос В) Нарративное интервью Г) Телефонный опрос

Рекомендуемая литература:

1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. Проф.В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-407 с.

2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 624 с. - (Серия «Высшее образование»).

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с.- (Gaudeamus)

5. Кравченко А.И. История социологии: учеб.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 408 с.

6. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2009.-252 с.

7. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Союз», 2003, - С69 463 с. – (Серия «Высшая школа»).

8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв.редак. академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 912с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-во «Самарский университет», 1995.- 329 с.

Наши рекомендации