Цели и принципы социального управления
В основе любого управленческого процесса лежит понятие цели. Ее формирование становится одной из важнейших функций и одним из качественных параметров, характеризующих целостную систему управления. Цель выстраивается на основе идеальных представлений, мотивов социальной деятельности, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.п. А так как она ориентирует на достижение положительного конечного результата, то цель социального управления – это идеальный образ желаемого результата.
Определение целей должно быть научно обоснованным, так как именно цели обусловливают формирование определенного механизма социального управления, содержание, стиль управления, выбор методов, средств и приемов управления, подбор и расстановку управленческих кадров и т.п.
Система целей в социальном управлении имеет иерархическую структуру и выражается специфическим термином «дерево целей». Дерево целей – это способ формирования структуры целей, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, политических, духовных и др.), их согласованность в достижении главной цели. Формирование дерева целей в социальном управлении происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на промежуточные цели, от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели могут расчленяться на более частные. Так достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности. ФМ цель – подготовка специалистов в области госуправления. Учебный процесс, НИР и воспитание.
Главная цель социального управления – социальный порядок. В широком понимании социальный порядок – это система, включающая в себя индивидов, социальные группы и взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, традиции, которые действуют незаметно, но способствуют выполнению различных видов деятельности, необходимых для успешного функционирования данной социальной системы. В этом понятии выражена идея организованной общественной жизни, упорядоченности социальных действий и социальной системы.
С понятием цели тесно связано понятие задачи. Они образуют взаимосвязанную цепочку, где каждая последующая частная задача конкретизирует общую цель. Конечная цель реальной деятельности может быть названа ее общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно называть промежуточными целями или целями второго порядка. Таким образом, процесс управления можно представить в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач единого управленческого цикла.
Современное управление руководствуется несколькими общими принципами. Принципы социального управления – это основополагающие требования, которые обеспечивают эффективное функционирование всего управленческого механизма. Принципы СУ:
1. Принцип научности. Он означает полное познание и использование в практике управления законов общественного развития. Это предполагает анализ и применение лучшего мирового опыта в управлении, недопустимость субъективизма и волюнтаризма при принятии решения и т.д.
2. Принцип системности. Так как социальная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, то управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта на объект должно составлять единую комплексную систему, имеющую единую цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.
3. Принцип гибкости – способность приспособиться, адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде управления. Это умение принимать оперативные решения по текущим проблемам, управлять ситуациями, вышедшими из под контроля, устранять помехи при реализации целей, оценивать и внедрять инновации и т.д.
4. Принцип интегративности. Он позволяет сравнивать цели развития объекта управления с имеющимся потенциалом его мощностей, приводит в равновесие внешние стратегии и внутренние возможности их осуществления (технологические, экономические, экологические). Он предполагает использование механизмов интеграции, долго- и краткосрочных прогнозов, отраслевого и территориального управления, выработку политики руководства и т.п. Пример: в РБ демографическая «яма» 2010-2015 гг. надо ли строить детсады и школы?
5. Принцип сочетания централизации и децентрализации управленческих процессов. Управленческие процессы являются взаимодополняющими направлениями, сочетающими в себе концентрацию власти и ее распределение по отдельным элементам (лил передачу части управленческих функции периферии). Это управление и самоуправление, граница между которыми подвижна. В соответствии с этим принципом определяется предел эффективности централизации (темпы развития), доминирования господства и подчинения, насилия и подавления. Децентрализованный характер решения управленческих проблем обеспечивает динамизм, более быстрве реакции на изменение условий существования, более гибкое использование ресурсов и т.п. Действия централизованного и децентрализованного начал управления должны уравновешивать друг друга, так же как и процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества.
Набор взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов управления создает определенную систему, способную эффективно решать общественные проблемы.