Цели и задачи управления. Философия, функции, уровни и принципы управления. Разнообразие моделей менеджмента.

Менеджмента как системы и вида деятельности. Содержание понятий «менеджмент» и «управление».

Менеджмент (от «манус» — рука, управление, заведывание, организация) – теория и практика преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли.

Это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала, земли) и финансов, который основывается на системе функций, принципов, форм, методов и организационной структуре. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это же и совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Оскфордский словарь дает понимание менеджмента как способа, манеры обращения с людьми, власти и искусства управления, административные навыки, орган управления, административную единицу.

Впервые упоминание термина «менеджмент» произошло в докладе Г.Тауна (1844-1924 гг.) на ежегодном собрании инженеров-механиков в США. Разделение на понятия «управляемая» и «управляющая» системы, а также понятия «живой и мертвой природы организационных систем» принадлежит А.А.Богданову.
Значимость менеджмента была особенно сознана в 30-е годы 20 века (деятельность превратилась в профессию, область знания – в самостоятельную дисциплину, социальный слой – в силу).

Менеджер (наемный работник) – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль.

Термин «управление» является более широким в сравнении с термином «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности. Менеджмент (англ.) же функционирует исключительно в условиях рынка. Управление (рус.) – это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Менеджмент:
а) система и процесс (координации людских и иных ресурсов с целью поставленных организационных задач, повышения эффективности производства и его прибыльности);
б) группа специалистов (административно-управленческий персонал — АУП);
в) управленческий орган (подразделение, структура);
г) способ, манера обращения с людьми, власть, наука и искусство управления, особого рода умения.

Менеджер и руководитель одно и тоже, одновременно и нет. Американцы, используя понятие менеджер, почти всегда подразумевают человека, группу людей, организующих работу предприятия. Чаще синонимизируют с термином «администрирование» (обезличенное). И всегда имеют ввиду профессионального управляющего. У русских же функции управляющего может выполнять экономист, инженер, т.п. Полноценному менеджеру необходимо знать английский язык, так как первоисточники можно прочитать на нем, на нем изъясняются менеджеры всего мира при встрече. Менеджер всегда анализирует взаимосвязи между частями организации, отношения организации с внешней средой.

В культуре развитых стран понятие о менеджменте связано с понятием о бизнесе. Управление бизнесом – это управление коммерческими хозяйственными организациями. Когда речь идет об управлении государственными организациями, то лучше использовать термин государственное управление. Однако, бизнесмен и менеджер – не одно и тоже. В подчинении менеджера находятся люди, бизнесмен (предприниматель) «делает» деньги. Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном (нач.18 в.), его значение – человек, берущий на себя риск. Существуют предприимчивые менеджеры, они должны быть в организации. Без них организация теряет способность к разработке нового, а это всегда содержит определенный риск.

Виды менеджмента:

— организационный (создание организаций);

— перспективный (разработка долгосрочных целей);

— текущий (постановка конкретных задач);

— производственный (выбор основных параметров технологического процесса);

— инновационный (процесс научных исследований, прикладных разработок);

— кадровый (решает задачи подбора и расстановки кадров, обучения и повышения квалификации, создания благоприятного психологического климата);

— финансовый (составление бюджета и финансового плана организации);

— эккаунтинговый (сбор и обработка данных, вскрытие резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала);

— маркетинговый (изучение рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой политики, рекламы).

Цели и задачи управления. Философия, функции, уровни и принципы управления. Разнообразие моделей менеджмента.

Разнообразие моделей менеджмента. Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, что позволяет говорить о разнообразии моделей менеджмента.

Американская модель.
Главная задача – овладеть способностью адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности во внешней среде при сохранении эффективности производства.
Особенности: инициативность, высокий профессионализм, организованность и деловитость, оплата труда строго по сложности и продолжительности, количественный учет любой работы.

Японская модель.
Главная задача – высокое качество продукции при нулевых производственных запасах (не впрок).
Особенности: пожизненный найм работников; система непрерывного поточного производства – канбан; объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы – кайрацу; неподдельная забота о каждом работнике, сплоченность, настойчивость.

Западноевропейская модель.
Главная задача – социальная ориентация рынка.
Особенности: закон против произвольного повышения цен; создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, освобождение от налогообложения малообеспеченных слоев населения, развитие социальных программ. У французов – высокая культура взаимодействий, гуманность организационной культуры. У немцев – рационализм, пунктуальность, разумная концепция комфортного благосостояния для всех.

Российская модель.
Главная задача – построение принципиально новой системы хозяйственного управления.
Особенности: развитие в теории социальной инженерии как науки о совместной деятельности людей; наличие множества издержек на практике – авторитаризма руководителей, преобладание линейно-функциональных структур, управление на уровне «здравого смысла», непонимание сути бизнеса, неготовность к изменениям и самоизменениям; несовершенство законодательного регулирования рынка; отсутствие образованных менеджеров.

Наши рекомендации