Элементы механизма управления: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Под управлением можно понимать процесс формирования и реализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Законы (аксиомы) управления.

«закон управления» как проявление связи целей управления со средствами их достижения.

Всякое управление возможно при выполнении шести законов (аксиом).

Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления (ОУ). Это означает, что уравнение у*(t) = f[t, x(t), z * (t)]. Для таможни, к примеру, входами x(t) являются потоки товаров, транспортных средств, физических лиц, багажа, почтовых отправлений, сопроводительные документы и т. д. Переменными состояния z(t) являются показатели, фиксируемые в определенный момент времени. Ими могут быть структура таможни, количество транспортных средств, находящихся в зоне таможенного контроля, набор технических средств и др. Переменными у(t) являются результирующие показатели, например, объем товарооборота (экспорта, импорта), сумма взимаемых таможенных платежей, количество нарушений таможенных правил

Аксиома 2. Наличие управляемости. Для таможенного органа, к примеру, это означает, что один и тот же при каз должен приводить к практически одному и тому же результату. Аксиома 3. Наличие цели управления. Под целью понимается набор качественных и количественных характеристик, определяющих требуемое состояние ОУ. Формальным выражением цели является целевая функция. Для таможни таких целей может быть несколько, например, выполнение плана по сбору таможенных платежей, сокращение среднего времени таможенного оформления и таможенного контроля.

Аксиома 4. Наличие свободы выбора управляющих воздействий. Эта свобода ограничивается, во-первых, множеством допустимых альтернатив, а во-вторых, ограничениями на область изменения каждой из них (например, юридического характера). Чем больше это множество и шире область изменения, тем эффективнее управление. Ясно также и то, что, если никакое из управляющих воздействий (например, приказ или распоряжение начальника) не влияет на изменение состояния ОУ, то управления не существует.

Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели управления. Для оценки качества управления часто используются и частные критерии. Для таможни, например, такими критериями могут быть отношение фактических значений собранных платежей к плановым или число дел об административных правонарушениях, приходящихся на одно должностное лицо соответствующего отдела.

Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых и др.), обеспечивающих функционирование ОУ.

Несоблюдение хотя бы одной из этих аксиом делает управление невозможным.

Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.

Общие принципы управления

Принцип Описание
Научности требует построения системы управления и управления ее деятельностью на строго научных основах
системности системность означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения, который предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно, как целого
единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно
централизации и децентрализации Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев
единства распорядительства и ответственности в управлении В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.)
оптимальности (принцип экономии времени)   требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления
информационной достаточности   Создание информационных систем
Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном или заданном состоянии


Частные принципы управления, имеющиеся в таможенных органах:

· законности и оперативного реагирования на изменение обстановки;

· сочетания центрального, регионального и местного управления; разделения труда;

· иерархии (каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только своих, но и всех подчиненных ему сотрудников);

· диапазона управления (предусматривает ответственность вышестоящего должностного лица за деятельность строго определенного количества подчиненных);

· делегирования полномочий (состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня).

Методы управления представляют собой способы и приемы воздействия для достижения определенных целей. Они отвечают на вопрос: как и каким образом достигается управленческое воздействие? Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

Методами прямого и косвенного воздействия в менеджменте являются: админист­ративные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Общаяи конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК ТС и другими законодательными и правовыми нормативными документами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами ФТС России. Цель должна быть теоретически обоснованной, определенной, количественно измеримой, ясной, значимой и достижимой.

Содержательной основой цели определенной ситуации управления должна быть цель бо­лее высокого уровня управления.

Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение государственного ре­гулирования внешнеторговой деятельности. Достижение этой цели уп­равления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Конкретные функции менеджмента – это функции аппарата управления, которые зависят от особенностей управляемого объекта. Если рассматривать в качестве управляемого объекта организацию, то конкретные функции менеджмента совпадают с функциональными областями организации: управление снабжением; управление производством; управление инновациями; управление персоналом: управление финансами; управление маркетингом и т.д.

Конкретные функции в организации осуществляют организационно обособленные подразделения. Так, функцию управления научно-технической подготовкой производства выполняет технический отдел; функцию управления основным производством – планово-производственный отдел. К реализации остальных конкретных функций привлечены отделы кадров, труда и заработной платы, маркетинга, материально-технического обеспечения, главной бухгалтерии и финансов, сбыта продукции, социального развития, управления внешнеэкономической деятельностью, охраны окружающей среды и менеджмента.

Специальные функции менеджмента – отдельные управленческие операции, выполнение которых обеспечивает реализацию конкретных функций менеджмента. Например, реализация функций управления маркетингом включает ряд специальных управленческих операций: организацию сбора и обработки маркетинговой информации; выбор целевых рынков и их сегментирование; применение маркетинговых решений по продукту; выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; продвижение товара; выбор и реализацию ценовой политики; планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности. Без реализации этих специальных функций невозможно реализовать конкретную функцию управления маркетингом. В этом смысле специальные функции раскрывают содержание конкретных функций и являются их важнейшими инструментами реализации.

К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся: функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Наши рекомендации