Специфика социального управления. Связь социального управления с производственным, возможность противоречий между целями социального и производственного управления.

Управлением использования различного вида ресурсов занимается большой круг

специалистов разного профиля. И это не случайно, т.к. управление в жизни любого об-

щества, организации играет очень значительную роль. Трижды в ХХ веке Россия меня-

ла общественные уклады, но так и не может вырваться из разряда стран типа «дого-

няющей модернизации».1 Существует немало стереотипов, механизмов осмысления

действительности и поведения, особенности обычаев, традиций, которые не позволяют

оптимизировать управление. Поэтому надо изучать собственную историю, особенности

людей и их взаимодействия, оценивать свое прошлое и настоящее достаточно основа-

тельно и непредвзято. В отечественной истории был огромный интерес к «научной ор-

ганизации труда» (НОТ) и к «науке управления» в 20-30-х годах ХХ в. Активноедви-

жение за «научное управление в обществе» возродилось со средины 60-х годов. Поэто-

му, с одной стороны, знания об управлении как бы и есть, а с другой, - они в наше пе-

рестроечное время как бы и невостребованы.

Управление представляет собой продукт сознания и воли людей. Оно таково, како-

вы сознание и воля тех, кто управляет или кто составляет и пропагандирует труды по

управлению. Сами управляющие происходят из управляемых, содержат все их жизнен-

ные стереотипы и особенности культуры (поскольку управление обуславливается соз-

нанием людей в т.ч., массовым, политическим, экономическим, нравственным, право-

вым и т.п., то оно базируется на историко-культурном наследии и современном ему со-

стоянии общества).

Управление формируется людьми и осуществляется среди людей. Оно состоит из

взаимосвязей людей – этих уникальных биосоциальных индивидов со всеми их мысля-

ми, сознанием и подсознанием, эмоциями, страстями и пороками. Мы считаем, что

сущность управления нельзя сводить к понятию «деятельности» по подготовке и ис-

полнению управленческих решений, проведению различных организационно-

управленческих мероприятий. Термин «воздействие» или «влияние» (социальное влия-

ние) более адекватны. Они указывают на реальное влияние управления на сознание, на

эмоции, на ценностные и поведенческие установки, на поведение, деятельность людей.

Ведь управление существует лишь тогда, когда некий субъект влияет, преобразует

нечто в иное состояние, придает новое движение, направление развития. Результирую-

щая всех воздействий – тот или иной результат, достижение цели. Управляющее воз-

действие непременно содержит в себе минимум три элемента: целеполагающие, органи-

зующие и регулирующие свойства

«Управление как общественный институт представляет собой целеполагающее (т.е.

сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздейст-

вие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятель-

ность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально создан-

ные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперати-

вы, ассоциации и т.д.)».2

И перед мировым сообществом, и перед Россией в частности, стоит грандиозная

проблема – создание инновационной теории и практики управления, формирование

управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисно-

го состояния общества, принимать управляющие решения, эффективно использовать

все виды ресурсов и, в первую очередь, трудовые.

Уметь управлять – это значит владеть наукой и искусством воздействия на объект

управления. А поскольку управляют только через людей, то это управление носит ха-

рактер «социального управления», «социального влияния».

Роковая ошибка современной российской действительности, государственной по-

литики в том, что все сводится к захвату власти и собственности, дракам за ее предел, а

также за влияние в захвате и непрестанной дележке денег («финансовых потоков»).

Суть политического руководства при наличии власти – уметь управлять общественны-

ми делами, привлекая к этому все общество, его институты, граждан, делегируя им вла-

стные функции, ресурсы, а вместе с этим, развивая самодеятельность, самоуправление

людей. Аналогично должна выстраиваться экономическая политика и практика, с опо-

рой на наиболее продуктивные и доказавшие свою эффективность в мировой и отече-

ственной практике управления методы управления прежде всего трудом, трудовыми

ресурсами.

Наши рекомендации