Объем дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1 Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) Формы обучения Очная с полным
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | ||
Формы обучения | Очная с полным сроком | ||
Семестр | - | - | |
Аудиторные занятия | - | - | |
лекции | - | - | |
практические занятия | - | - | |
лабораторные работы | - | - | - |
другие виды аудиторных занятий | - | - | - |
Самостоятельная работа | - | - | |
изучение теоретического курса курсовая работа | - | - - | - - |
домашние задания | - | - | |
подготовка к экзамену выполнение контрольной работы | - - | - - | - - |
Вид промежуточного контроля | зачет | - | - |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практ. | СРС | конс. | |||||
1. | Социология как наука | 1-2 | еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
2. | Возникновение и развитие социологии | 3-4 | еженед. | Подготовка докладов. Участие в обсуждении | ||||
3. | Культура и общество | 5-6 | еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
4. | Социальная структура и социальная стратификация | 7-8 | еженед. | Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
5. | Социальные институты | 9-10 | еженед. | Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
6. | Личность как социологическая проблема | 11-12 | еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
7. | Девиантное поведение и социальный контроль | 12-13 | еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
8. | Методы социологических исследований | 14-15 | еженед. | Участие в групповой дискуссии | ||||
Итого по видам занятий: | Зачет | |||||||
Всего по дисциплине: |
Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Социология как наука
Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии. Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О.Конт - основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма. Эволюционизм и натурализм в социологии. Г.Спенсер. Социологическое учение К.Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности.
Классические социологические теории. Э.Дюркгейм и становление французской социологической школы. М.Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г.Зиммеля. Ф.Теннис как классик мировой социологии. Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т.Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р.Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.
Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм - магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л.Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин - социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А.Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России. Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.
Тема 3. Культура и общество
Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, “идеальная” и “реальная” культура, материальная культура и технология). Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация
Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества. Основные парадигмы социальной структуры: К.Маркс и М.Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры. Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.
Тема 5. Социальные институты
Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов. Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания. Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания. Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания. Институты духовной сферы: религия, наука, искусство.
Тема 6. Личность как социологическая проблема
Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия).Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.
Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль
Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения. Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение. Понятие и виды социального контроля. Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.
Тема 8. Методы социологических исследований
Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы. Программа социологического исследования, ее значение и функции. Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии. Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы. Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.