Объем дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1 Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Очная форма обучения Семестры Всего зачетных единиц (часов) Заочная форма

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Очная форма обучения Семестры Всего зачетных единиц (часов) Заочная форма обучения, 3,5 года Всего зачетных единиц (часов) Заочная форма обучения, 5 лет
5-й
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108) 3 (108)
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия - - - -
лабораторные работы - - - -
другие виды аудиторных занятий - - - -
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа - -
домашние задания
подготовка к зачету
Вид промежуточного контроля зачет зачет зачет зачет

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Входной контроль Предмет, цели и задачи курса               Еженед.     Тестирование (входной контроль) Решение проблемных вопросов Групповая дискуссия Участие в практич. занятии  
2. Общение как предмет научного знания             Еженед.     Собеседование Индивидуальные задания  
3. Педагогическое общение           Еженед.     Собеседование Упражнения Анализ коммуникативных ситуаций. Индивидуальные задания  
4. Психолого-педагогический, лингвистический и социальный компоненты диалогического взаимодействия   Еженед. Собеседование Индивидуальные задания    
5. Диалогическое общение с позиции результата взаимодействия. Речевой этикет в диалогическом общении субъектов речи           Еженед.     Собеседование Участие в практич. занятиях Упражнения Решение ситуационных задач
6. Типы коммуникативных ситуаций по результату общения           Еженед.     Собеседование Упражнения Решение ситуационных задач Участие в практич. занятии
7. Языковые и прагматические способы выражения речевого конфликта           Еженед.   Собеседование Решение ситуационных задач  
8. Языковые и прагматические способы достижения успешного общения   Еженед Собеседование Решение ситуационных задач Групповая дискуссия  
9. Языковая и коммуникативная норма Еженед. Собеседование Практическая работа Решение ситуационных задач Участие в практич. занятии
10. Метаязыковые и метакоммуникативные операции в диалогическом общении       Еженед.   Собеседование Презентации на тему Анализ ситуаций  
11. Речевые поддержки как средство создания успешности общения                   Еженед.   Собеседование Работа в малых группах Защита рефератов Тестирование Участие в практич. занятиях.
12. Роль паралингвистических средств в гармонизации общения                   Еженед.   Собеседование Анализ коммуникативных ситуаций. Решение ситуационных задач. Участие в практич. занятии
13. Модели конструктивного речевого поведения социального педагога в педагогическом общении и в коммуникативных ситуациях различного типа   Еженед.     Собеседование Анализ коммуникативных ситуаций. Участие в практич. занятии
14. Лингводидактические основы обучения конструктивному гармоничному общению   Еженед.   Разработка профессиограммы эффективного руководителя. Представление программы совершенствования коммуникативных качеств студента.
15. Психологическая, педагогическая и коммуникативная компетентность   Еженед. Тренинг коммуникативной компетентности.
16. Итоговый контроль       Тестирование (итоговый контроль)
Итого за семестр   Зачет
 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса

Место и роль дисциплины в структуре профессиональной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования. Совершенствование культурно-речевого уровня будущего социального педагога для эффективного осуществления конструктивного делового взаимодействия в системе «педагог – воспитанник» – главная цель курса.

Основные категории и основные составляющие общения, многоплановый, многофункциональный характер общения.

Развитие практических умений и навыков самоанализа и самодиагностики студентов.

Тема 2. Общение как предмет научного знания

Категория «общение» в психологии. Подходы к проблеме общению в социологии, лингвистике, педагогике и других науках. Основные функции общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

Виды и уровни общения: прямое и косвенное, опосредованное и напосредственное, вербальное и невербальное. Межличностное и массовое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. Межперсональное общение и ролевое.

Тема 3. Педагогическое общение

Педагогическое общение как деловое общение в профессиональной сфере. Коммуникативно-адекватный текст в педагогическом общении.

Основные характеристики педагогического общения; адресованность речи, субъект речи и адресат; влияние речевого и внеречевого контекста на характер общения. Структурные типы общения в зависимости от участия партнеров, диалог с неравноправным участием партнеров. Цели вступления в диалог: информационная, воздействующая, развлекательная. Цели педагогического общения.

Темы общения. «Запретные» темы. Коммуникативные удачи и неудачи в выборе темы. Композиция диалога: выбор темы, развернутые высказывания по избранной теме, переход на другую тему, этикетное завершение диалога. Тональность диалога, спокойно-задушевная тональность как доминанта диалога на общие темы. Этикет в диалоге. Этикет в деловом (педагогическом) общении.

Тема 4. Психолого-педагогический, лингвистический и социальный компоненты диалогического взаимодействия

Психологическая природа общения. Выбор поведения в зависимости от индивидуальных свойств личности: эмоциональная чувствительность, раздражительность, агрессивность, склонность к насилию, сдержанность, уступчивость, конформизм. Типы личностей в речевом поведении по способности к кооперации в общении: гармоничный (кооперативный), конформный, конфликтный.

Социальная природа общения. Социальные факторы, обусловливающие речевое поведение человека: среда, социальные процессы как предпосылки появления того или иного типа личности. Ролевая организация речевого поведения. Понятие «социальная роль» и качество выполнения социальных ролей. Традиции, нормы, конвенции, ритуалы как нормативно одобренный обществом образ поведения. Стереотипы поведения, предлагаемые современным обществом. Коммуникация – важнейший механизм становления индивида как социальной личности, формирующий индивидуальные и групповые установки. Коммуникация как средство коррекции асоциального проявления индивида или группы. Компенсаторное, «вплетенное» общение. Анализ коммуникативных ситуаций.

Лингвистическая природа общения. «Человек говорящий» как объект исследования лингвопрагматики, социолингвистики, психолингвистики. Понятия «коммуникативная ситуация», «речевая стратегия», «речевая тактика». Кооперативные (сотрудничества) и конфронтационные (конфликтные) стратегии и тактики. Жанры диалогической речи: беседа, спор, интервью, вопросно-ответный диалог и др.

Психолингвистический аспект характеристики личности педагога: энергетика, обаяние, уверенность, заинтересованность, ведущая тональность, индивидуальность. Социально-ролевой аспект характеристики личности педагога: деловитость, объективность, умение создать комфортный стиль общения, владение актуальными для педагога речевыми жанрами, техника контроля. Лингво-риторический аспект: наличие индивидуальной языковой биографии, богатство и выразительность, изобретательность в создании текста, логичность и эмоциональность.

Тема 5. Диалогическое общение с позиции результата взаимодействия субъектов речи

Два типа общения с точки зрения достижения целей взаимодействия: гармоничное (эффективное, успешное, оптимальное) и конфликтное.

Понятие «эффективное общение». Коммуникативная неудача и речевой конфликт. Речевой конфликт как противоречие и столкновение интересов, взглядов, мотивов, установок субъектов речи в ситуации общения. Конфронтационные стратегии и тактики, конфликтные речевые жанры.

Тема 6. Типы коммуникативных ситуаций по результату общения

Типология коммуникативных ситуаций по результату взаимодействия: потенциально-конфликтные ситуации, ситуации риска, предконфликтные и конфликтные ситуации. Предконфликтные и конфликтные речевые жанры в педагогической деятельности: просьба, замечание, угроза, ссора, упрек, колкость и др. Основные характеристики речевых жанров в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Тема 7. Языковые и прагматические способы выражения речевого конфликта

Языковые маркеры речевого конфликта: лексические, лексико-семантические, грамматические. Прагматические (речедеятельностные) маркеры речевого конфликта: несоответствие речевой акции и речевой реакции, отрицательные речевые и эмоциональные реакции, нулевой этикетный знак. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 8. Языковые и прагматические способы достижения успешного общения

Лингвистическая, языковая и коммуникативная компетентность говорящего и слушающего. Ее роль в исходе коммуникации. Следование языковой и коммуникативной норме как залог успешности речевого поведения педагога. Метаязыковые и метакоммуникативные операции в педагогическом общении. Речевые поддержки в речи учителя как средство создания успешности общения. Паралингвистические и невербальные средства в речевом поведении педагога.

Тема 9. Языковая и коммуникативная норма

Содержание понятий «языковая норма» и «коммуникативная норма». Языковая норма как совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Орфоэпическая и акцентологическая нормы, лексическая и фразеологическая нормы, грамматическая норма (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая). Анализ языкового материала. Упражнения.

Коммуникативная норма как совокупность тенденций отбора и правил использования языковых свойств и возможностей в условиях повседневного и массового общения. Понятие «коммуникативный акт» как единицы коммуникации. Коммуникативная ситуация, коммуникативное событие. Коммуниканты, порождение высказываний и их интерпретация. Принципы эффективного общения: кооперации, вежливости, этикетизации. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 10. Метаязыковые и метакоммуникативные операции в диалогическом общении

Понимание. Прагматика текста (общения) и теория интерпретации. Метаязыковые и метакоммуникативные операции в диалогическом общении как средство достижения понимания между участниками в диалогическом общении. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 11. Речевые поддержки как средство создания успешности общения

Характеристика речевых поддержек: Реплики-контакты, реплики-согласие, реплики-стимулы, реплики-внимание, реплики-понимание. Роль речевых поддержек в педагогических ситуациях и коммуникативных ситуациях различного типа. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 12. Роль паралингвистических средств в гармонизации общения

Паралингвистические средства в речевой коммуникации. Типология паралингвистических средств: фонационные, кинетические, графические.

Функции паралингвистических средств: регулирующая и реагирующая. Характеристика основных фонационных (темп, громкость, интонация) и кинетических (жест, мимика, межличностное пространство, поза) средств общения. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 13. Модели конструктивного речевого поведения социального педагога в педагогическом общении и в коммуникативных ситуациях различного типа

Модели гармонизирующего речевого поведения в потенциально конфликтных ситуациях. Модели гармонизирующего речевого поведения в ситуациях конфликтного риска. Модели гармонизирующего речевого поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Условия выбора модели поведения. Анализ коммуникативных ситуаций.

Тема 14. Лингводидактические основы обучения конструктивному гармоничному общению

Создание культурно-речевой среды – основа для формирования навыков бесконфликтного общения. Знание вариативных моделей речевого поведения – путь к выработке навыков конструктивного общения. Методика обогащения индивидуального репертуара моделей гармонизирующего общения. Анализ коммуникативных ситуаций. Выполнение упражнений.

Тема 15. Психологическая, педагогическая и коммуникативная компетентность

Мораль как система этических норм, ценностей. Этикет. Речевой этикет. Этикетная ситуация. Этикетная образованность говорящего как необходимое условие культуры речевого поведения. Компоненты речевой образованности: владение этикетными стереотипами (базовыми и профессиональными); обладание чувством такта – внутренней вежливости и чувством меры в поведении. Значимость нулевого этикетного знака: непонимание партнеров общения коммуникативной ситуации, стремление прервать отношения, недоброжелательность. Анализ коммуникативных ситуаций.

Интерактивные имитационные технологии в обучении подростков и молодежи. Имитационные игры. Ролевые игры. Тренинг коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность. Коммуникативные умения, навыки. Интерактивные умения и навыки. Практический самомаркетинг.

Наши рекомендации