Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Общая трудоёмкость

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов)
Общая трудоёмкость дисциплины 3 з.е. (108 ч.)
Формы обучения Очная   Заочная с полным сроком обучения   Заочная с сокращенным сроком обучения  
профилизация ТГ ТГС ТГ ТГС ТГ ТГС
Семестр
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия - - - - - -
лабораторные работы - - - - - -
другие виды аудиторных занятий - - - - - -
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
курсовая работа - - - - - -
домашние задания - - - -
контрольные работы подготовка к экзамену       -   -   -   -
Вид промежуточного контроля зачёт зачёт зачёт

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п     Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции практические занятия Самостоятельная работа консультации
1. Предмет и объект конфликтологии. Теоретические источники, основные парадигмы конфликтологии. 1-2 Еженед. Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов.
2. Природа структура и движущие силы конфликта. 3,5/ 4,6 Еженед Работа с вопросами практического занятия.
Причины и функции конфликтов. 7,9/ 8,10 Еженед Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов и индивидуального задания.
Динамика и механизмы конфликта. 11,13/ 12,14 Еженед Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов и индивидуального задания.
Насилие в конфликте. 15-16 Еженед Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов. Тестирование.
Типология конфликтов. Конфликт как экстремальная ситуация. 17/18   Еженед Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов
Предупреждение конфликтов. Регулирование и разрешение конфликтов. 19-20 Еженед Работа с вопросами практического занятия. Участие в групповом обсуждении докладов и индивидуального задания
Итого по видам занятий:   Зачёт
Всего по дисциплине:


Содержание тем (разделов) дисциплины

Предмет и объект конфликтологии. Теоретические источники науки, основные парадигмы конфликтологии.

Предмет и объект конфликтологии. Ранние представления о причинах конфликтов и способах их разрешения. Предпосылки формирования конфликтологических идей. Античные представления о причинах и способах разрешения конфликтов (Гераклит, Платон, Геродот, Эпикур, Аристотель, Цицерон). Представления о сущности конфликтов в средние века (Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон). Новое время и конфликтологические идеи (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо). Конфликт как многоуровневое социальное явление (Ш. де Монтескьё, Д. Дидро, Ф. Вольтер, А. Смит). Конфликт как естественное и вечное состояние общества (И. Кант, Г. Гегель,Ч. Дарвин, Т. Мальтус).

Зарождение научной конфликтологии (Г. Спенсер, Л. Гумплович, Г. Зиммель). Марксистская парадигма конфликта. М. Вебер о социальном конфликте. Разработка теории политического конфликта (В. Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, А. Бентли).

Современные конфликтологические теории (Р. Мертон, Л. Козер, Р. Дарендорф, А. Турен, К. Боулдинг, А. Гоулднер).

Природа, структура и движущие силы конфликта.

Понятие конфликта. Границы конфликта (пространственные и временные). Основания типологии конфликтов. Системный подход в типологизации (внутри и внесистсемный). Типология конфликтов по сферам проявления. Иные способы типологизации (по длительности, интенсивности – кумулятивные и слабо выраженные, степени ограниченности в пространстве и времени). Предмет и объект конфликта.

Субъекты конфликта: индивид-индивид; индивид-группа; индивид-общество; группа-группа, группа-общество, общество-общество.

Цели сторон в конфликте (нейтрализация, нанесение ущерба, уничтожение соперника). Конфликтное поведение субъекта. Противоречие как движущая сила конфликта.

Причины и функции конфликтов.

Уровни научного рассмотрения противоречий. Психологический уровень (поведенческий, вербальный, эмоциональный). Социологический уровень (межличностные, межгрупповые конфликты). Политологический и геополитический подходы к анализу конфликта. Типы противоречий: объективные и субъективные противоречия. Концепция депривации. Противоборствующие стороны. Их социально-психологические характеристики. Роли в конфликте: подстрекатели, пособники, организаторы, посредники. Ролевое поведение участников конфликта.

Причины конфликтов: столкновение экономических, политических, идеологических интересов, ценностей. Конфликт как дебаты, игры, соревнование.

Позитивные и негативные функции конфликтов: познавательная, коммуникативная, релаксационная динамическая, функции отвлечения общественного внимания, интегрирующая, публичная.

Наши рекомендации