Понимающая социология М. Вебера.
Классический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом.
Но не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1)действие субъекта мотивировано;
2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2 признака социального действия:
-- субъективно подразумеваемый смысл и
-- ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
-- целерациональные,
-- ценностно-рациональные,
-- аффективные и
-- традиционные.
Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.
Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели.
Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.
В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
Теория элиты Парето.
Парето считал. Что существуют правящая и неправящая элиты. И согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях. Поэтому и соиальное неравенство представляется Парето очевидным и реальным фактом. В каждой сфере деятельности существует своя элита. В его теории социальная структура общества представляется в виде пирамиды, состоящей из 2 слоёв: её вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть- основная масса населения («низший слой»).
Элиты существуют во всех обществах.
У Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.
В основу всех общественных явлений Парето положил определенную классификацию «остатков» и «производных». Существует 2 основных класса остатков:
- «инстинкт комбинации», т.е. способность к воображению, изобретению, творческому мышлению.
-«упорство агрегатов», т.е. вялая, консервативная тенденция.
Также Парето упоминает о циркуляции элит, которая необходима для поддержания социального равновесия. Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет высший слой. Если циркуляции не происходит, это ведет к деградации элиты.