Понимающая социология» М.Вебера

Органицизм Г.Спенсера

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию

наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует

термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко

критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального

и биологического организма:

1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего

конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают

значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой

символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность

чувствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для

целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество.

по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют

для блага общества.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался

сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это

обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую

трудность социологии Спенсера.

Понимающая социология» М.Вебера

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1. осмысленный характер;

2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Типы социального действия.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

· целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

· ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

· традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

· аффективное — определяется эмоциями;

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественномусоставу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Признаки общества

· Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.

· Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

· Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.

· Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.

· Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Девиантное поведение.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид.

Также: Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация (анорексия, булемия)

Сексуальные девиации (Педофилия, зоофилия, гомосексуализм)

Понятие социальной группы.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия.

Виды социальных групп.

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:
- Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);
- Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Типы лидерства.

Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три типа лидерства, соответствующие различным формам авторитета ( харизматический, традиционный и легальный типы ). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство.

Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель - подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.

Не нашла

Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы.

Понятие глобализации

Глобализация- усиление процессов взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности экономических, политических, правовых, идеологических, культурных компонентов мирового сообщества. В последствии данное понятие стало трактоваться как процесс развития политических и экономических отношений в масштабах всей планеты, историческими свидетельствами которого стали многочисленные факты нового этапа развития мира. Три теоретических подхода к глобализации могут считаться классическими:

Теория империализма. Империалистическая экспансия (завоевание, колонизация, экономический контроль над другими странами) составляет суть стратегии капитализма, преследует три основные экономические цели:

- получение дешевой рабочей силы;

- приобретение дешевого сырья;

- открытие новых рынков сбыта товаров.

Теория зависимости. В соответствии с теорией зависимости, мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате чего ядро индустриального мира (Соединенные Штаты, Европа и Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран.

Теория мировой системы является наиболее сложной попыткой интерпретации картины мирового неравенства. Мир в рамках этой теории рассматривается как единая социальная система. Индустриальные общества и страны третьего мира возникли как различные составляющие единого процесса развития.

Понятие модернизации

Понятие модернизация обозначает сложную совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

Этапы:

На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин.

На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации.

Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.

Признаки глобализации

Основными характерными признаками глобализации являются:

- расширение торговли и ее либерализация;

- интернационализация оборота капитала и устранение препятствий для его движения;

- глубокие изменения в финансовой сфере, которая больше, чем другие формы сотрудничества;

- расширение деятельности транснациональных корпораций и их растущая экспансия;

- преобладающая ориентация спроса на мировой рынок;

- образование международных финансовых институтов.

50. Глобальные проблемы общественного развития. Признаки глобальных проблем

Глобальные проблемы — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Признаки глобальных проблем:

- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;

- острота проявления;

- комплексный характер;

- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;

- особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;

- возможность их предотвращения, устранения и ликвидации последствий усилиями всего мирового сообщества;

- вызваны преимущественно антропогенными причинами;

- угроза направлена против человека как биологического существа.

Методы исследования

Метод– это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.

Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.

§ наблюдение: включенное и обычное.В социологии как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.

§ опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое); Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать. § Анализ документа. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы. По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

Метод контент-анализа.

КА- методическая процедура анализа всех видов текстов. Дословно - анализ содержания – опр-ся как техника выделения заключения, производимого по объективному и систематическому выделению характер-к текста, соответств-х задачам иссл-я.

Органицизм Г.Спенсера

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию

наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует

термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко

критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального

и биологического организма:

1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего

конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают

значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой

символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность

чувствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для

целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество.

по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют

для блага общества.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался

сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это

обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую

трудность социологии Спенсера.

Понимающая социология» М.Вебера

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1. осмысленный характер;

2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Типы социального действия.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

· целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

· ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

· традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

· аффективное — определяется эмоциями;

Наши рекомендации