Понимающая социология» М. Вебера

Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д.

Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Государство по Веберу бывает нескольких видов:

1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.

2.Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Фердинанда Тённиса и Георга Зиммеля можно утверждать, что немецкая социологическая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.


7.Социологические школы ХХ века.

Австро-германская школа

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом — система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Будучи сторонником социал-дарвинизма, Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

общую социологию, которая изучает все формы существования людей;

специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Основными понятиями социологии Теннис считал общину и общество. Община — исторически первичное образование, для которого характерны согласие, обычаи и религия, господство традиционных отношений, стабильность социальных контактов, поддержка. Источником общины выступает некая «сущностная» воля — инстинктивная, унаследованная от предшествующих поколений и проявляющаяся в бессознательных мотивах, нравах и совести. Общество — вторичное образование, для которого характерны договор, общественное мнение, рациональные цели, осознанные контакты, целесообразность, расчет, политика. Источником создания общества выступает «избирательная» воля — рассудочная, рациональная. Анализ развития от общинных форм к общественным, с идеализацией общины, пессимистической оценкой состояния современной ему культуры, который провел Теннис, явился основанием для критики в его адрес.

Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о действительности. Предмет социологии у него — социальное действие, обладающее смыслом. При этом основными понятиями являются поведение — деятельность; действие — поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение — устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий.

Говоря о недостаточности описания и объяснения взаимосвязей и отношений, присущих человеческому поведению, Вебер выдвинул проблему понимания исследуемой действительности, трактуя понимание как постижение мотивов человеческой деятельности — внутреннее восприятие и постижение фактов душевной жизни человека, его переживаний.

Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;

полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;

поздний — монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Зомбарт выделял в социологии две дисциплины — философскую и опытную социологию, трактуя последнюю как науку о человеческом общежитии.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Предмет социологии у него — нечто социальное (межчеловеческое), состоящее из «спутанной сети» отношений между людьми в рамках различных форм отношений типа Я — Ты и Я — Мы. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации — разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества, иными словами, сводить социальное к психологическому. При этом происходит постепенный переход от поисков «одного фактора» к многофакторной модели социального поведения.

Французская школа социологии

Французская школа социологии рассматриваемого периода представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм.

Габриель Тард (1843-1904) — один из основоположников социальной психологии — считал общество продуктом непосредственного взаимодействия индивидов. Он отвергал идею о существовании самостоятельных духовных сущностей типа «групповое сознание» или «душа толпы», тем самым способствуя постановке и исследованию многих реальных проблем. Выдвинув в центр научного исследования проблему межличностного взаимодействия и его социально-психологических механизмов, он создал концепцию подражания как основного социально-психологического феномена.

Согласно Тарду, закон подражания является основной движущей силой обществе иного прогресса. Он основан на непреодолимом психическом стремлении, предшествующем всем социальным отношениям, получить новое знание, которое возникает вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей (творческих личностей). При этом Тард отмечал три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание.

Гюстав Лебон (1841-1931) был очень популярен на рубеже ХIХ-ХХ вв. благодаря своим книгам «Психология толп» и «Психология народов и масс». По мнению Лебона, в XX в. европейское общество вступило в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, стало подавляться иррациональным сознанием.

«Толпа», или «масса», — это группа людей, собравшаяся в одном месте, охваченная избыточными чувствами, настроениями, стремлениями, готовая следовать за своим лидером. Рациональная сила не может совладать с разбушевавшейся стихией массового сознания. Лебон считал, что есть толпы двух типов — разнородная (уличные группы, парламентские собрания и т.д.); однородная (секты, касты, классы и т.п.).

Характерными чертами толпы являются: зараженность общей идеей, сознание неодолимости своей силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность бездумно следовать за лидером, догматизм. Деперсонализация и деиндивидуализация человека в толпе выступают формой превращения его в иррациональное существо. В работе «Психология социализма» Лебон исходя из тезиса, что толпа — иррациональная, разрушительная сила, назвал социализм обществом, состоящим из толп не приспособившихся к жизни людей.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — признанный классик социологии XX в., его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии, в частности структурного функционализма: он основал так называемую Французскую социологическую школу. Для того чтобы социология превратилась в самостоятельную науку, она в первую очередь должна уточнить свой особый предмет и свой метод исследования. Социальные факты — это существующие вне индивидуального сознания «вещи» — образы мыслей, действий и чувствований, способные оказывать внешнее воздействие на людей. Каждый такой социальный факт распространяется путем подражания. При этом стать общим (т.е. приобрести нормативный характер) он может лишь посредством принуждения. Отсюда социальное является обязательным, общим, не сводимым к индивидуальному. Дюркгейм выделял следующие социальные факты:

морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества — плотность населения (физическая и моральная), под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения индивидов, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.;

духовные, нематериальные факты — «коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное сознание.

Центральная проблема творчества Дюркгейма — формирование социальной солидарности.

Дюркгеймовская аномия — особое состояние в обществе (группе), связанное с относительной ликвидацией нравственных норм, обычаев, традиций и характеризующееся утратой людьми целей и смысла жизни, моральным нигилизмом и цинизмом, гнетущими чувствами душевного беспокойства и безнадежности, моральной опустошенностью и ослаблением социальных связей.

Итальянская школа социологии

Социологическая мысль в Италии в конце XIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Фер- ри, В. Парето и др.

Вильфредо Парето (1848-1923) стремился разработать принципы построения социологического знания, которые обеспечивали бы его достоверность, надежность и обоснованность. Парето считал, что социология является синтезом таких специальных общественных дисциплин, как право, политэкономия, политическая история, история религий, «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом».

Американская школа социологии

Американская школа социологии сформировалась несколько позднее, чем европейская, поэтому ее основоположники поначалу следовали за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся страны. Последовавший на рубеже Х1Х-ХХ вв. переход от теоретической социологии к эмпирической в США был обусловлен необходимостью решения конкретных проблем, связанных с индустриализацией, урбанизацией, возникновением мегаполисов, что привело к появлению теорий деструктивного поведения (девиации), «человеческой экологии» и т.д. Тогда из Европы в США прибывала масса эмигрантов, что породило необходимость их адаптации к новой социокультурной среде. Отчасти поэтому тогда американская социология ориентировалась на узкий практицизм — детальное изучение, например, проблемных областей семьи, преступности. Вследствие этого американская социология обрела свой особый стиль. Характерны заголовки социологических работ того времени: «Шайка», «Гетто», «Неприкаянная девушка» и т.п.

Уильям Самнер (1840-1910) является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.

По мысли Самнера, общество — это группы людей, живущих с желанием победить в борьбе за самосохранение и выживание. При этом нравы и традиции общества являются первичными факторами развития. «Социальность» и «цивилизованность» группе придает система социальных институтов, которые регулируют жизнь и деятельность общности по реализации своих интересов. Институты выполняют множество функций в социальной системе, а главная из них — закрепление социального опыта, его передача от поколения к поколению и тем самым поддержание общественного равновесия. Самнер выделял следующие социальные институты:

самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности);

брака и семьи (самосохранение через воспроизводство);

самоутверждения (мода, этикет, игры);

религии (связан с инстинктом страха).

Лестер Франк Уорд (1841 -1913) — один из основателей американской социологии, первый президент Американского социологического общества. Ему принадлежат авторитетные труды в области социологии. Он распространил термин «мелиорация» (улучшение технических и социальных условий ведения сельского хозяйства) на общество, введя термин «социальный мелиоризм» (наука об усовершенствовании и улучшении социального строя), тем самым подчеркивая первичность природного начала в общественной жизни и возможность человеческого сообщества улучшать его. Социальный мелиоризм, считал Уорд, есть некое улучшение социальных условий, когда

человек не просто смягчает существующие страдания, но стремится создать такие условия, при которых страдания были бы невозможны.

Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) предпринял попытку очертить основополагающие проблемы социологии в своем фундаментальном труде «Основания социологии». Он считал, что социология истолковывает социальные явления посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии; иными словами, Гиддингс понимал социологию как науку о психических явлениях.

Джордж Мид (1863-1931) стал основателем направления, получившего название «символический интеракционизм». Однако при жизни Мида в самом обществе еще не сложилась потребность в систематическом изучении влияния внутреннего мира личности на ход социального процесса. Тогда социологи в основном занимались изучением механизма адаптации индивида к требованиям, нормам социальной системы, поэтому предложенная Мидом методология казалась «преждевременной». Идеи Мида стали достаточно известны лишь в конце XX в., когда в социологии сложилось понимание того важного факта, что социальное взаимодействие — не процесс одностороннего приспособления, но именно взаимодействие двух относительно автономных систем — личности и общества. С этого момента работы Мида становятся предметом изучения психологов, социологов и философов.

По Миду, каждый из участвующих в акте взаимодействия стремится предугадать альтернативные поведенческие реакции своего партнера по коммуникации и смоделировать собственное поведение. При этом символ (жест и язык) выступает средством общения. В самом акте символического взаимодействия участвуют объекты, уже усвоившие социальный опыт в процессе социализации. Использование символики жеста и языка позволяет обществу существовать в его качественной целостности и человеку в его специфической социальной природе. Особое значение в системе символов принадлежит языку (вербальное общение). Самоконтроль, который присущ личности, яснее всего заявляет о себе именно в языке, «голосовом жесте».

Таким образом, классический период развития социологии был завершен на рубеже XIX-XX вв. Новый этап ознаменовал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов на эмпирическом уровне. На Западе формируются национальные школы, наиболее влиятельными из которых считаются австро-германская, французская, итальянская и американская. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер.

Наши рекомендации