Проблема в социологическом исследовании
в семье, число учеб. заведений в городе и т.д.), вторых — любые действительные числа (такими могут быть возраст, зарплата и т.д.). Однако это деление весьма условно. В соответствии с определением интервальной шкалы имеют смысл не сами значения количественного П.о. (если шкала не явл. абсолютной), а лишь структура интервалов между ними. И если мы полагаем, что нек-рый набор целочисленных шкальных значений получен по интервальной шкале, не являющейся абсолютной, то вынуждены будем считать его опред. неоднозначно. Будем допускать возможность замены его на любой набор действительных чисел, сохраняющих первичную, полученную непосредственно в рез-те измерения, структуру интервалов между шкальными значениями.
Для корректного применения методов многомерного стат. анализа немаловажно разделение П.о. на случайные (каждый такой П.о. явл. величиной случайной) и контролируемые (см. Шаниро-вание эксперимента).
Плодотворным для соц-и явл. разделение П.о. на первичные, значения к-рых получаются непосредственно в рез-те сбора данных и явл. рез-том наблюдения (см. Наблюдение в статистике), и вторичные, значения к-рых получаются в рез-те обработки данных. Примерно в тех же случаях говорят о явных и латентных П.о. Такое деление тесно связано с делением мн. терминов и понятий на эмпирические (к-рымсоответствуют явные П.о.) и теор. (к-рым чаще всего отвечают латентные П.о.). Для изучения латентного П.о. социолог чаще всего стремится выразить его через явные (значение латентного П.о. для каждого изучаемого объекта получается за счет агрегирования отвечающих этому объекту значений явных П.о.). Именно это явл. целью применения большинства методов шкалирования и построения индексов (см. Индекс). На поиск латентных переменных направлены мн. методы анализа многомерного статистического и анализа данных.
Набор эмпирических индикаторов (наблюдаемых П.о.), требующихся для измерения к.-л. латентного П.о., далеко не всегда опред. однозначно. Проблемой поиска латентных характеристик респондента на базе его ответов на вопр. анкеты занимался П. Лазарсфельд (см. Анализ латентно-структурный).
Предположение о существовании латентных переменных часто входит в модели, предполагаемые мн. методами измерения и анализа данных. Так, существование латентных переменных, проявлением к-рых явл. значения наблюдаемых П.о., связано с определением типа фактически использующихся шкал (отличающегося от типа тех шкал, по к-рым «физически» получаются исходные данные). На предположении о существовании опред. рода латентных переменных осн. также нек-рые подходы к сравнению коэффициентов парной связи номинальных признаков.
Лит.: Лазарсфельд П. Методол. проблемы соц-и // Соц-я сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965; Он же. Логические и матем. основания латентно-структурного анализа // Матем. методы в совр. буржуазной соц-и. М., 1966; Соц. иссл-я: построение и сравнение показателей. М., 1978; Батыгин Г.С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Толстова Ю.Н. Логика матем. анализа данных. М., 1991;Она же. Анализ социол. данных. М., 2000.
К.Д. Аргунова, Ю.Н. Толстова
ПРОБЛЕМА (греч. problema — задача) — 1. Все то, что требует изучения и решения; 2. Объективно возникающий комплекс вопр., решение к-рых представляет существенный практический или теор. интерес.
В.Д. Воинова
ПРОБЛЕМА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ- отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе соц. развития, противоречия между знанием о потребностях людей в к.-л. результативных теор. или практических действиях и незнанием путей и средств
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
реализации этих необходимых действий. Последнее, ΰ свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знании о закономерностях функционирования и развития изучаемых исследователем объектов. П. в си. — это выражение необходимости изучения к.-л. области сон. жизни » целях активною влияния па разрешение соц. противоречии, природа и особенности к-рых еще не вполне ясны. Решить ее — значит получить новое знание или создать теор. модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желательном направлении.
Лит.: Здравомысюв Л.Г. Методология и процедура социол. иссл-й. М., 1969; Михашш С. Эмпирическое социол. иссл-с. М.. 1975; Рабочая кн. социолога. М., 1983; Ядов В А. Страте™ я социол. и сел-я. М„ 2007.
В.Д. Воинова
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективно возникающие в процессе функционирования и развития об-ва противоречия; задачи, требующие решения средствами соц. управления. П.с. различаются в зависимости от глубины обществ, преобразований, обеспечивающих их решение. Так. существуют П.с, затрагивающие в осн. частные сферы обществ, жизни: выходящие на уровень соц. ин-тов; наконец, требующие структурных преобразований в обществ, организме.
П.с. — гл. объект социол. иссл-я. в ходе κ-poro дастся их всесторонний анализ и обосновываются κοιικρ. решения, учитывающие специфику объекта иссл-я и реальные возможности преобразований. Специфика социол. подхода связана с анализом обществ, потребностей, противоречий интересов и ценностных коллизий, породивших копкр. проблему.
Необходимо различать объективно существующую в об-ве проблему и исследовательский вопр., к-рый явд. формой ее осознания. Неадекватность понимания реальных П.с. создает возмож-
ность постановки ложной исследовательской задачи.
Иссл-е тех иди иных П.с. предполагает необходимость назревших в об-ве изменений. В ходе СОЦИОЛ. анализа формируется представление о разд. вариантах решения проблем, из числа к-рых выбирается вариант, наиб, оптимальный с т.з. реальных условий, возможностей управленческого воздействия и перспектив развития об-ва. Т.о., иссл-е П.с. включает в себя в кач-ве необходимого элемента разработку прогноза, опирающеюся на обнаруженные в рез-те социол. анализа тенденции развития и возможности разрешения конкр. П.с.
Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социол. иссл-й. М., 1969; Карпович В. II. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980: Гидденс Э. Соц-я проблемы и перспективы // Гидденс Э. Сон-я. М., 1999; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.
О. М. Здравомыс.юва
ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ — один из осн. разделов статистики математической, в к-ром развиваются идеи и методы стат. проверки соответствия между экспериментальными данными и гипотезами о характере действующих в генеральной совокупности закономерностей статистических.
Следует различать понятия содержательной науч. гипотезы (обоснованного предполагаемою решения проблемы) и стат. гипотезы (утверждения относительно неизвестных параметров распределений изучаемых случайных величнт Примеры стат. гипотез: метем, ожидание (см. Величины средние) возраста людей из изучаемой генеральной совокупности равно 37,4 г.; коэффициент корреляции (см. Показатели корреляции) между возрастом и зарплатой в генеральной совокупности равен пулю; дисперсии (см. Меры рассеяния) зарплат людей из дву* генеральных совокупностей равны и тл Метол, к-рым можно пользоваться дли принятия решения относительно справедливости стат. гипотезы, называетеs проверкой гипотезы. Такая проверь
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в социологии
осуществляется на основе анализа выборочных данных. При проверке любой стат. гипотезы решение никогда не принимается с полной уверенностью. Всегда допускается риск принятия неправильного решения. П.сг. явл, средством контроля и оценки этого риска. Неопределенность в принятии решения обычно возникает из-за флуктуации выборки (неполного соответствия выборки генеральной совокупности). Проверяемую гипотезу называют нуль-гипотезой и обозначают Но, Ей обычно противопоставляют т.н. альтернативную гипотезу Ни к-рая должны быть верна, если Но ошибочна.
При П.сг. возможны ошибки двух родов. Ошибка первого рода возникает тогда, когда отвергается истинная гипотеза. Этой ошибкой (вероятность ее появления обозначается обычно а и называется уровнем значимости проверки гипотезы) можно управлять (уровень значимости обычно выбирается самим исследователем). Ошибка второго рода возникает, когда мы принимаем ложную гипотезу (ее вероятность обычно обозначается символом β). Ею исследователь управлять не может.
Лит.: Гласе Дж,, Стэнли Дж. Стат. методы в педагогике и психологии. М., 1976; Стат. методы анализа социол. информации. М., 1979; Паниотто В,И., Максименко B.C. Количественные методы в социол. иссл-ях. Киев, 1982; Эддоус М., Стэнсфилд М. Методы принятия решения. М, 1997; Гмурман В.Е. Теория вероятностей и матем. статистика. М., 1998; Калинина В.Н., Панкин В. Ф. Матем. статистика. М,, 1998; Многомерный стат. анализ в экономике. М., 1999; Теория статистики с основами теории вероятностей. М., 2001.
Ю.И. Тоястова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ— одно из направлений прогнозирования, охватывающее всю область социол. иссл-й, т.е. .прогнозы собственно соц. отношений (в отличие от экон., нац., культ., правовых, зтич., полит, и др.). Наиб, важные под направления П. в с.
по линии соц. последствий НТП — ожидаемые и желательные изменения в области соц. структуры и сои. потребностей, соц. орг-ции и соц. управления, соц. времени (структуры времени об-ва) и соц. пространства (жизненной среды об-ва, расселения людей), а по линии образа жизни — соц. аспектов труда и быта, образования и культуры, обществ, жизни и антиобщественных явлений. Вместе с тем прогнозы могут и должны разрабатываться в рамках практически каждой из мн. десятков развивающихся ныне специальных социол. теорий. В этой связи П. в с. тесно смыкается с соц. аспектами науч.-техн. прогнозирования, а также с обществоведческими прогнозами медицинского, геогр., экол., космического, экон., психол., демогр., этнографического, градостроительного, педагогического, эстетического, этического, юридического, полит,, военного характера и др. (см. Прогнозирование со-ииальное).
По эшелонам периода упреждения и по методам разработки П. в с. ничем существенно не отличается от прогнозирования в др. обществ, науках: те же текущие, кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы соотв. в пределах года, на неск. лет, на десяток-полтора и на два-три десятка лет вперед, редко на более длительный период (см. Методы социального прогнозирования). По масштабам и уровню иссл-й оно пока что значительно уступает науч.-техн., экон., демогр., криминологическому, градостроительному, военному. Остальные направления в обществ, науках находятся примерно на том же уровне. Из-за относительно низкой математизации соц-и здесь гораздо хуже возможности матем. моделирования. Относительная неполнота информационных массивов крайне затрудняет построение динамических рядов исходных показателей по времени основания прогноза и их экстраполяцию на период упреждения. Эти недочеты приходится компенсировать повышенным вниманием к опросам экспертов (к-рым, кстати, работать гораздо труднее, чем их коллегам по смежным направлениям прогно-
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
зирования, из-за чрезвычайной сложности объектов П. в с), а также к опросам представителей разд. гр. нас, что пока почти не находит применения в др. областях прогнозирования. Все это делает особенно актуальными разработки теор. проблем П. в с. (см.: Прогностика).
Лит.: Прогнозирование в социол. иссл-ях. Μ., 1978; Бестужев-Лада И.В. Соц. прогнозирование // Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядша. М., 1996; Bell W., Май J. The Sociology of the Future. N.Y., 1971.
И.В. Бестужев-Лада
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ -
1) б широком смысле — разработка прогнозов в обществ, науках; 2) в ряде промежуточных смыслов — разработка прогнозов во всех обществ, науках, кроме экон., иногда также полит, и военных наук; 3) в узком смысле — прогнозирование в социологии.
И.В. Бестужев-Лада
ПРОГНОСТИКА - в широком значении теория и практика прогнозирования, в узком — наука о законах и способах разработки прогнозов. Развитие прогностических иссл-й сначала в естеств. науках (прежде всего в агрогидрометеорологии), а затем и в обществ, науках (особенно в экон.) привело в 1960-х гг. к формированию П. как особой науч. дисциплины, к-рая развивается во взаимосвязи с теориями науч. предвидения, це-леполагания, планирования, программирования, проектирования, управления.
Осн. задача П. — развитие методологии прогнозирования в целях повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов (см. Методы социального прогнозирования). В проблематику П. входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретизации науч. предвидения и как специфической разновидности науч. иссл-я, принципов оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов ки-
бернетики, теории вероятностей, теории игр, иссл-я операций, теории принятия решений и др.
П, делится на общую (теор.) и частные отрасли (прикладная П.), к-рые явл. составными ч. общей, но входят вместе с тем в соотв. науч. дисциплины (биол.. демогр., социол. П. и т.п.), образуя сложные взаимосвязанные комплексы (напр.. соц. П. в комплексе обществ, наук).
Лит.: Лисичкин Β.Λ. Теория и практика прогностики. Μ., 1972; Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977; Прогностика: общие понятия, объекты прогнозирования, аппарат прогнозирования. Терминология. М., 1978; Polak F. Prognostica. V. 1—2, Deventer, 196S.
И.В. Бестужев-Лада
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изложение теор.-методол. предпосылок, общей концепции в соответствии с осн. целями предпринимаемой работы и гипотез иссл-я с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разработка П.с.и. начинается с формулировкл проблемной ситуации как нек-рого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соотв. осн. цель иссл-я опред. как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с послел, его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием опред. соц. процессов. В соответствии с целью формулируются более частные задачи (теоретико-познавательные и практически-управленческие) и уточняются объект и предмет иссл-я. При этом ε иссл-и теоретике-прикладного характер; сначала уточняется его предмет, а затеу реальные соц. объекты, изучение к-рых позволяет найти типовое решение проблемы, а в прикладном иссл-и уточняется предмет анализа заранее опред. объекта иссл-я — соц. процесса, общности. соц. ин-та.