Стадии развития социального конфликта
Все социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д.
Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.
Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.
Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать.
Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.
Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.
Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.
По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение - характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов.
Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев они трудно управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.
Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.
· После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:
o разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;
o достижение компромисса как результат переговоров;
o эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую, тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.
Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт - силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.
Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.
· Среди основных источников такой силы можно выделить:
o формальную власть;
o контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией).