Социология труда в начале 20-го века

1. Противоречие между идеологией и практикой как основы возрождения социологии труда.

2. Влияние идеологической концепции на развитие советской социологии труда.

3. Формирование социологии труда как специальной социологической теорией.

1. Особенность 60-х – 90-х гг. – накопление большого эмпирического материала при отсутствии организованной социологической науки.

Теоретической основой эмпирических исследований был признан и являлся исторический материализм.

В результате большого влияния исторического материализма, была разработана трёхуровневая концепция социологии:

исторический материализм – общая социология (рассматривает общество как систему обусловленного уровневого развития производительных сил и производства) исторический материализм задаёт типовой способ построения Частных Социологических Теорий частные социологические теории опираются на обобщение социальных фактов

Эта концепция позволила утвердить статус ЧСТ, но затруднила включение советской социологии в мировой контекст и само развитие социологической теории.

В основе возрождения СТ в 60-е гг. лежала необходимость решения 2-х задач:

идеологическое обоснование труда как основной сферы жизнедеятельности и главной потребности советских людей низкая производительность труда и недостаточная заинтересованность работников в высококачественном труде

Для решения провели исследование на многих производствах. На данном этапе большое развитие получили следующие направления социологического знания:

исследования отношения к труду в зависимости от объективных и субъективных факторов (Ядов; Здравомыслов) анализ социальной организации и структуры промышленного предприятия анализ проблем подготовки кадров изучение становления и социального развития интеллигенции

2. Суть советской идеологии – признание ведущей роли рабочего класса в развитии научно-технического прогресса. Роль рабочего класса абсолютизировалась.

Согласно идеологической концепции основное внимание социологов уделялось качественному и количественному развитию рабочего класса.

Важнейшее условие воспроизводства рабочей силы – подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования: она позволяла сократить разрыв между техническим уровнем производства и уровнем профессиональной подготовки работника.

Ведущий механизм воспроизводства рабочего класса – пополнение выходцами из внерабочей среды (крестьянство; отставные военные).

Роль технической интеллигенции в рамках социологической теории существенно принижалась.

Элемент концепции: ориентация на слитность и тотальное единство всех сфер жизнедеятельности человека. Идеология ориентировала на науку, на размывание традиционной социально-классовой структуры. Следствие: из поля зрения социологов были упущены многие процессы и тенденции, касающиеся организации труда и отношения к труду.

Советская идеология дала мощный импульс для развития социологии труда, существенным образом локализовав её предмет.

3. Практический опыт проведения социологических исследований, с одной стороны, внёс ясность в предметную область СТ, с другой, поставил перед социологической наукой ряд проблем:

проблема синтеза эмпирического и теоретического в исследованиях – решалась путём создания ССТ (социология труда, промышленная социология, социология профессий) проблема адекватности методологического и методического оснащения в социологических исследованиях – решалась созданием новых социологических методик и техник измерения: появлялись новые виды методов сбора информации, теории обоснования выборки; начали появляться монографии, учебники по методологии социологического исследования. Батыгин; Левада проблема организации социологической науки в стране

Социологическая Ассоциация

1960 г. - Институт конкретных социологических исследований

Рабочая книга социолога.

1990 г. – Институт социологии при Академии Наук БССР.

1989 г. – БГУ начал подготовку специолистов-социологов.

СТ: Соколова Г. Н., Ротман, Сологуб.

Наши рекомендации