Объект и предмет социологии. Термин социология от латинского sozietas – общество и греческого logos – учение, т.е
Термин социология от латинского sozietas – общество и греческого logos – учение, т.е. наука об обществе.
Особенности социологии, ее подхода к обществу представлены в ее объекте и предмете, т.е. области исследования, а также в методах, посредством которых она изучает объективную реальность. Объектом социологического познания является общество как общность индивидов, как совокупность социальных свойств, связей, отношений или процесс совместной деятельности индивидов и общностей, их отношение друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям общественной жизни.
Предмет любой науки – это те стороны, закономерности функционирования объекта, который изучаются данной наукой. Понимание предмета социологии в ходе ее исторического развития менялось, зависело и зависит от исследовательских подходов различных школ и направлений.
Конт считал, что социология – позитивная наука об обществе, опирается на эмпирические данные. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, под социальным понимал коллективное. Вебер считал предметом социологии социальное поведение, которое надо понять и истолковать. Поведение – это позиция человека, ориентированная на поступок или на воздержание от него и соотнесенная с поведением других.
Российский социолог Питирим Сорокин определял предмет социологии как социальное взаимодействие.
Маркс видел предметом науки об обществе его изучение как социальной системы и элементов системы – личностей, общностей, институтов.
То есть предметом социологии является изучение общества как системы взаимодействия личностей и общностей, социальные процессы, поведение людей.
Социология – это ответ на потребность общества знать себя самого. Социология изучает общество в целом как единую систему, а не отдельные его сферы сами по себе. Но она изучает и отдельные сферы общества как подсистемы с точки зрения их связи с функционированием общества как целого, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы и с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий, настроений.
Общество – сложный объект. Одной науке его не изучить. Социология описывает поведение больших масс людей, тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его изучает психология. А вот на стыке социологии и психологии человека в непосредственном окружении, в малой группе изучает социальная психология Смену правящих режимов, борьбу партий описывает политология. Изменение рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения, динамику цен – экономика. Антропология и этнография – тоже социальные науки. Они оперируют количественными (часто математико-статистическими) методами. Социальные науки изучают поведение людей, групп. Их называют бихевиориальными науками. Еще общество и человека изучают гуманитарные науки – философия, история, искусствознание, литературоведение, языкознание. Они оперируют качественными (описательно-оценочными) методами.
Особый вопрос – соотношение социологии и социальной философии. Социология выросла из социальной философии, социологическое знание долгое время накапливалось в ее недрах. Социальная философия - раздел философии изучает общество и его отличие от природы. Она анализирует смысл и цели существования общества, человека и делает это в сугубо теоретической форме – абстрактно, умозрительно, мировоззренчески, путем логических размышлений. Т.е. объекты изучения у социальной философии и социологии во многом совпадают. Социология строится на фундаменте социальной философии. Различие между ними больше в методе. Социология изучает социальные факты и на основе методов эмпирической опытной науки, количественных математических методов. Она опирается на статистику, демографию, психологию и другие науки, изучающие общество и человека.
Социология как самостоятельная наука возникла, когда у общества к середине XIX в. появилась потребность в оценке себя вместо умозрительно-философского с позиций рационально-конкретного знания. Тогда социология и стала отдельным социальным институтом. Произошла специализация ученых в данной области, выделился свой объект и метод изучения. Стала издаваться специальная периодика. Социологию начали изучать в учебных заведениях, развернулась подготовка социологов в специализированных учебных заведениях. Ученые-социологи стали объединяться в профессиональные ассоциации.
Метод социологии.
Любая наука как процесс познания имеет не только предмет, который изучает, но и приемы и средства, используемые в познании предмета, проверки полученных знаний или метод. Научный метод – это способ достижения научной истины. А учение о методах научного познания называется методологией.
Метод включает опору на некоторые знания о предмете, собственно процесс научного познания – все действия по познанию предмета, аналитический подход к нему и средства, используемые в процессе познания.
Ошибки в методиках и процедурах исследования ведут к неверным теоретическим, практическим, политическим выводам.
В науке различают два основных метода, отличающихся принципами познания – метафизический и диалектический. Метафизический основывается на понимании качественной неизменности и постепенных эволюционных изменений мира, явлений природы и человеческого мышления. В результате нет борьбы противоположностей, взаимовлияния, сложные вещи лишь сумма элементов. Диалектический метод развит Марксом и основывается на понимании качественных изменений, борьбы противоположностей, взаимной связи мира, явлений природы, общества и мышления, в результате рождение нового и революционные изменения.
Все науки, используя общий научный метод, приспосабливают его к своим задачам исследования, создают специфические элементы. Каждая наука не только выделяет свою особую область познания, но вырабатывает и свой специфический метод исследования. Им она пользуется наряду с общенаучными методами.
Объект и предмет социологии – это ответ на вопрос: «Что изучает данная наука?» Метод – это вопрос: «Как изучает?» Своеобразие социологического метода в:
1) социально-философском подходе к всестороннему изучению общества как целостной системы;
2) структурно-функциональном анализе, когда каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, духовная) и каждый субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как подсистемы и выясняется их место и роль в обществе, их действие и взаимодействие;
3) выделении уровней анализа макро (как целого), средне (подсистем) и микро (межличностного взаимодействия);
4) опоре на эмпирическое исследование действительности путем наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента, то есть на изучение социальных фактов и их измерение;
5) опоре на факты (наблюдаемые явления), гипотезы (предположения о причинной связи явлений), теории как системы взаимосвязанных положений и гипотез;
6) использовании каждым направлением, каждой парадигмой в социологии своих методов исследования общества, то есть принципов отбора тех или иных данных для анализа, направлений поиска взаимосвязи явлений, систематизации информации.
Есть известные разные точки зрения на предмет социологии, но также различны представления о ее методе. На это влияет понимание общества, предмета социологии; представления о социальной роли науки; уровень развития исследовательской техники; распространенность двух традиций: количественного (статистического) анализа и качественного анализа. Так, например, функционалисты делают ставку на количественном анализе, понимающая социология и ее последователи – на качественном.