Социологические исследования микроокружения организации
Изучение непосредственного окружения организации (микроокружения) направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.
Групповые роли в организации (по М. Мескону, Р. Шиндлеру, М.Белбину).
Социальная роль -это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе; хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах.
М. МЕСКОН.
• ЦЕЛЕВЫЕ РОЛИ: - инициирование деятельности. Предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению или новую организацию материала; - поиск информации. Искать разъяснение выдвинутого предложения, дополнительную информацию или факты; - сбор мнений. Просить членов группы выражать свое отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи; - предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять свой собственный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо положений; - высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо события, необходимо с его оценкой; - проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято; - координирование. Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы; - обобщение. Повторно перечислять предложения после окончания дискуссии;
• ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РОЛИ: - поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим; - обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение; - установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости избегать решений, не согласующихся с групповыми критериями; - исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий; - выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.
Р. ШИНДЛЕР
• АЛЬФА - лидер, который побуждает группу к действиям; составляет программу; направляет, придает ей уверенность и решительность;
• БЕТА - эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно;
• ГАММА - преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой;
• ОМЕГА - самый отстающий член группы по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха;
• ПСИ (Р) - противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.
М. БЕЛБИН:
• ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понимать нужды других людей;
• ОРГАНИЗАТОР. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям;
• «МОЗГОВОЙ ЦЕНТР» - генератор идей. В отличие от организатора, люди, входящие в «мозговой центр» компании, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, обладают большой силой воображения. Как правило, это - самые умные члены команды. Но они могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны;
• ТРУДОГОЛИК - является практическим организатором всей деятельности компании. Он превращает идеи в выполнимые задания;
• КОНТРОЛЕР-КРИТИК. Контролеры также умны, но они обладают скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Данные члены группы скрупулезно анализируют идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Они менее общительны, чем другие, скрывают свои сведения, держатся в стороне от команды, но они необходимы для проверки качества;
• СЕТЕВИК.
• координатор команды. Такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом;
• ФИНИШЕР: Без команда не могла бы закончить ничего к назначенному сроку. Он проверяют детали, беспокоится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безотлагательно сделать.
Картель, синдикат, трест.
КАРТЕЛЬ – (возник в 19в)при образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производственную продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т.д. Действует, как правило, в рамках одной отрасли.
ПРИЗНАКИ:
· договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
· объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
· наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
СИНДИКАТ (Франция, Россия, Германия, 20в) – организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции. В настоящее время утрачивается. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в металлургической, химической промышленностях, добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган,
Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката - расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.
ТРЕСТ – (утрачивается в наст. время) –объединение собственности и управления одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность.
В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая - нибудь сторона, как в картели или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.