Теории социальных изменений

Социальные изменения – переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения и т.д.

В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:
1) эволюционные - совершаемые без насилия
2) революционные – при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Теории социальных изменений - student2.ru

Эволюционная модель

Большинство социологических теорий XIX в исходили из идеи, что социальная эволюция аналогична эволюции биологической Так, Герберт Спенсер, настаивал на том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь я, чтобы не нарушить свободного природного общественного прогресса Он считал \"борьбу за существование\" и \"выживания наиболее приспособленных\" основными законами природы и приравнивал эту борьбу к \"свободной конкуренции \": наиболее приспособленные индивиды и социальные институты выживут, а неприспособленные – уничтожатся.

Циклическая модель

Сторонники такого подхода считают, что линейного прогресса не существует, а вместо этого есть цивилизационные циклы, в рамках которых повторяется история протяжении всей истории человечества существует определенное количество цивилизаций.

Функционалистская модель

ее известным представителем является Толкотт Парсонс Для этой модели центральным является понятие общества как системы взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Эта система стремится к равновесию Изменения происходят тогда, когда равновесие нарушается: система вынуждена восстанавливать равновесие Общества являются консервативными и не воспринимают изменения, которые выводят их из состояния равновесия.

Конфликтологическая модель

Ортодоксальные марксисты считают источником развития общества классовую борьбу эксплуатируемых против эксплуататоров. Результатом столкновения антагонистических классов является не компромисс, а совершенно новый, рожденный в борьбе, общественный ад.

Оригинальную концепцию, в рамках конфликтологической модели, предложил американский исследователь Сэмюэл Хантингтон Она получила название концепция \"столкновения цивилизаций\" Хантингтон считает, что на этом этапе исторического развития главные конфликты возникать не между социальными классами или экономическими или политическими группировками, а между народами, принадлежащими к разным цивилизациям Главных цивилизаций и, по мнению Хантингтона есть семь или восемь: западная, конфуцианская, японская, исламская, индусская, славянско-православная, латиноамериканская и, возможно, африканской.


Наши рекомендации