Культура как фактор социальных изменений. Теории культурно-исторических типов

Культура, Социальная культура, Культурнуя статика и Куль­турнуя динамика, Этноцентризм, Культурный релятивизм, Социальные ценности, Социальные нормы, Элитарная культура, Народная культура, Массовая культура, Доминирующая культура, Субкультура, Селективность, Культурный лаг, Культурная трансмиссия, Культурная аккумуляция, Культурная интеграция,

«…не существует единодушия в определении понятия культуры.

Но здесь можно выделить три основных момента этого определения.

Во-первых: Культура передается, она составляет наследство или

социальную традцию;во-вторых, это то, чему обучаются,

культура не является проявлением генетической

природы человека; и в-третьих, она является общепринятой»

Т. Парсонс

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) У европейских мыслителей 18 в. Культура приобрела духовный оттенок этим понятием стали обозначать духовное совершенство человека. В наше время содержание термина культура получило еще одно значение, которое привнесли в него антропологи. (Маргарет Мид и др.) Культура – это система убеждений и верований, выражающихся через язык, письменность, танцы, традиции, памятники материальной культуры.

в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

В конце 70-х Моль выделил порядка 250 определений термина «культура». Впервые его применил Иоганн Гердер в «Идеи к философии истории человечества»

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом иссле­дования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, со­циальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учеб­ной литературе.

Социальная культура — это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и пра­вил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Социологи и антропологи предложили множество опреде­лений человеческой культуры, отражающих различные направ­ления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому куль­тура включает в себя все способности и привычки, приобре­тенные человеком как членом общества. К. Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жизни самой пластич­ностью человеческого существа. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрог­раммированное поведение.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культу­ра представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помо­щью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, от­ношений, ценностей), выраженных в символической фор­ме»1. Американский культурный антрополог У. Гуденау по­лагал, что «культура общества состоит из того, что необходи­мо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы дей­ствовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые зна­чимые для них роли»2.

Культура формирует личности членов общества, тем са­мым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гирц (1973) называет культуру «системой регули­рующих механизмов, включающей планы, рецепты, прави­ла, инструкции... которые служат для управления поведени­ем». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтан­ным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». Ре­шительно порвав с функционализмом, Гирц заявил, что та­кие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, дол­жны рассматриваться не как отображение социальной струк­туры, но как отдельные символические системы. Он подхо­дит к культуре как к системе символов, и потому исследова­ние феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов.

При определении в самом общем плане, что такое культура, часто рассматривают ее как совокупность материальных и духовных цен­ностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической практики.Однако и здесь не все однозначно. Сущест­вует и такая точка зрения, что далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общест­ва (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован. Поэтому в строгом плане понятие "культура" включает те духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвое­ныи разделяемы членами общества, а так же могут передаватьсядругим людям или последующим поколениям(60, с. 47, 48).

В современном значении термин "культура" весьма многозначен. Он несет большую семантическую нагрузку. Социологи находят, по мень­шей мере, пятьсот значений слова культура. Обратим внимание на са­мые основные значения, которые могут фиксироваться в этом понятии.

Под культурой следует прежде всего понимать:

• общее отличие человеческой жизнедеятельностиот биоло­гической формы жизни;

• качественное своеобразие исторически-конкретных формчеловеческой жизнедеятельностина различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная и т. д.)

специфику жизнедеятельности этнических и национальных культур(русская культура, американская культура и т.п.), определенный культурный тип;

специфику деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура производственная, политическая культура и т. д.)

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции

Наши рекомендации