Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

447. Известному высказыванию американского ученого Л. Уайта «культура – константа; поведение – переменная; если изменится культура, изменится и поведение»

Соответствует следующее смысловое содержание:

1. мы судим о человеке по его поведению, поэтому культура, проявляясь в поведении, делает человека таким, каким его воспринимают окружающие;*****

2. человек является самоценностью, поэтому только он сам может устанавливать критерии культурности или бескультурия;

3. человек проявляет себя в поведении, поэтому, чтобы изменить культуру, надо изменить поведение;

4. культура не существует вне своего субъекта – человека; поэтому, чтобы изменить культуру, надо изменить человека.

448. Такие процессы, как:

а) социальные изменения;

б) изменения поведения;

в) изменения человека;

г) изменения культуры.

протекают в следующей последовательности, отражающей их причинноследственную связь:

Ответы:

1. г, б, а, в;*********

2. г, б, в, а;

3. а, г, б, в;

4. а, в, г, б.

449. Если мы хотим повлиять на человека, нам в первую очередь надо повлиять на (один ответ):

1. условия его жизнедеятельности;

2. ближайшее окружение;

3. его социально-культурные представления;*******

4. род его занятий.

450. Таким социальным функциям культуры, как:

1. образовательная;

2. познавательная;

3. регулятивная;

4. объяснительная.

Соответствуют следующие их проявления:

а) в процессе усвоения культуры у человека вырабатывается

определенная система мировосприятия;

б) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются

стереотипы отношения к окружающему миру, другим лю-

дям, самому себе;

в) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются

умения и навыки освоения окружающего мира;

г) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются

стереотипы мировосприятия.

Ответы:

1. 1–а, 2–в, 3–б, 4–г;********

2. 1–б, 2–а, 3–г, 4–в;

3. 1–в, 2–г, 3–а, 4–б;

4. 1–г, 2–б, 3–в, 4–а.

451. Воспитание личности состоит в том, что (один ответ):

1. индивид усваивает и присваивает как можно больше объектов материальной и духовной культуры;

2. индивид производит как можно больше образцов материальной и (или) духовной культуры;

3. культура придает человеку социальный облик;********

4. культура облагораживает человека.

452. Понятиям:

1. доминантная культура;

2. нелигитимная культура;

3. контркультура;

4. субкультура.

соответствуют следующие признаки:

а) культурные образцы, представления, нормы, разделяемые большинством членов данного общества;

б) культурные представления, образцы, нормы, отражающие особенности жизнедеятельности различных сообществ;

в) культурные образцы, представления, нормы, противоречащие содержанию господствующей культуры;

г) культурные представления, образцы, нормы, не разделяемые большинством членов общества.

Ответы:

1. 1–г, 2–а, 3–в, 4–б;

2. 1–а, 2–в, 3–г, 4–б;

3. 1–а, 2–г, 3–в, 4–б;***********

4. 1–в, 2–б, 3–а, 4–г.

453. Культуры и субкультуры соотносятся следующим образом (один ответ):

1. субкультуры всегда противоречат доминантной культуре;

2. субкультуры всегда противоречат контркультуре;

3. субкультуры всегда легитимны;

4. субкультуры существуют внутри культур.*********

454. Этапы процесса социально-культурных изменений:

а) возникновение контркультуры;

б) изменение объективных условий жизнедеятельности людей;

в) вытеснение господствующей культуры контркультурой;

г) превращение доминантной культуры в контркультуру.

располагаются в следующей последовательности:

Ответы:

1. а, г, в, б.

2. в, а, г, б.

3. б, а, в, г.*********

4. г, б, а, в.

455. Этапы становления субкультур:

а) возникновение стремления сообщества к самоутверждению;

б) отсутствие возможности или желания утвердить свой уклад жизни, духовной активности в качестве доминантной культуры;

в) формирование оригинальных культурных единиц (жаргон, мода, манеры и пр.);

г) интеграция сообщества в общество с сохранением своей групповой идентичности.

располагаются в следующем порядке:

Ответы:

1.б, г, в, а;

2. в, а, б, г;

3. а, б, в, г;**********

4. г, в, а, б.

456. Элементы морфологической модели культуры:

а) культурные институты, связывающие воедино культурные образования;

б) наиболее общие культурные образцы, связанные с повседневным жизненным

миром;

в) вертикальные сегменты культуры;

г) специализированные культуры.

располагаются в следующей последовательности:

Ответы:

1. а, в, г, б;

2. б, г, а, в;

3. б, г, в, а;**********

4. в, а, б, г.

457. Культурное развитие – это (один ответ):

1. развитие специализированных культур на основе обыденной культуры;

2. возникновение контркультур;

3. легитимизация культур;

4. увеличение объема культурных образцов.*********

458. Культурный конфликт – это (один ответ):

1. противоречие между культурными образцами;

2. ситуация, в которой интересы одного социального субъекта не могут быть

удовлетворены без ущерба для интересов другого социального субъекта;********

3. конфликт, происходящий в культурной форме;

4. душевный разлад из-за несовпадения своих желаний и возможностей.

459. Этапы процесса изменения культуры:

а) изменение представлений об окружающем мире, о своем месте в этом мире, об

окружающих людях;

б) изменение мира в результате социальных взаимодействий;

в) изменение отношения к окружающему миру, к своему месту в нем, к социальному окружению;

г) изменение поведения людей.

располагаются в следующей последовательности:

Ответы:

1. б, г, а, в;

2. а, в, г, б;***********

3. а, г, в, б;

4. в, а, г, б.

ДЕ 9. Личность и общество

Наши рекомендации