Социальные общности: определение, характеристики, виды массовидных общностей и социальных групп.
Социальная общность
Социальная общность— это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Социальные общности имеют огромное разнообразие конкретно-исторических и ситуационно-обусловленных видов и форм:
- по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений;
- по времени продолжительности существования — от минут и часов (аудитория кинозала) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций;
- по плотности связи между индивидами —от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды «Спартак») и т.д.
Однако значительно более существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие сообщества нельзя назвать социальными, группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги,в которых людьми осуществляются определенные, неглубокие социальные контакты, общение.Отличительными чертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.
Основные виды квазигрупп —аудитория, толпа, социальные круги (общности).
Аудитория —это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социальное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следовательно, аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные группы в зависимости от отношения к той или иной информации.
Толпа —это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.
В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа —наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа — заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа —социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа —форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер.
Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт групповой «инфекции», вызывающей «коллективное устремление». Современные исследователи считают идею «коллективного устремления» ошибочной. По их мнению, поведение толпы — это в первую очередь поведение отдельных индивидов, в то же время зависящее от «общественного устремления». Американский социолог Ральф Тернер, автор теории «возникающих норм», объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.
Наиболее близкими к социальным группам являются квазигруппы, называемыесоциальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.
В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные —постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, оснований (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональные —объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские —основанные на совместном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее между общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.
Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как некоторые переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социальных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.
Социальная группа
Общность, основу которой составляют связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования совместных условий, можно назватьсоциальной группой.
Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Можно выделитьтри существенных условия,необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) взаимные ожидания каждого члена группы относительно других ее членов; 3) достаточно продолжительный срок существования.