Социальные группы и общности. Основные виды общностей и социальных групп.

Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выступать в виде агрегаций (имеют массовидный характер), реальных общностей (могут фиксироваться и не фиксироваться в социальной структуре), категорий (носят статистический, номинальный характер), когорт (группы индивидов в рамках одного поколения, объединенных общими характеристиками), различного вида групп.

Важное место в ряду социальных общностей отводится социально-территориальным общностям, так как они являются одним из основных компонентов социальной структуры. Социально-территориальные общности – это совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Они отличаются устойчивыми экономическими, социальными, духовными и экологическими связями и отношениями.

Типы социально-территориальных общностей определяются соответствующими формами расселения людей (город, село, регион). Территориальные общности представляют собой совокупность людей, которые объединены проживанием на одной территории (поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством образа жизни.

Формы расселения (город, деревня (село), регион) различаются демографическим и социальным составом населения, природными особенностями, уровнем развития хозяйственной среды.

Город – тип поселения, характеризующийся:

- наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены, ров, оборонительные сооружения);

- большой численностью и высокой плотностью населения;

- значительным разнообразием профессиональной деятельности жителей;

- преимущественно анонимным характером их контактов между собой.

Большие города локализуются в пространстве в соответствии с некоторыми теоретическими схемами, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1) гипотеза концентрических зон, согласно которой в крупных городах выделяют пять зон: центральный деловой район (здесь мало жилых домов, в основном располагаются офисы, отели, большие магазины, редакции газет, театры, в течение рабочего дня в этой зоне высокая концентрация людей), смешанная зона (заполнена дешевыми магазинами, дешевыми жилыми домами, увеселительными заведениями; здесь высокий уровень преступности, низкий уровень жизни, наиболее интенсивны процессы пространственной и социальной мобильности), рабочий район и жилая зона среднего класса (заселен постоянным рабочим населением, служащими, мелкими собственниками, имеющими невысокие, но стабильные доходы), привилегированная зона в черте города (заселен высшими слоями средних классов и представителями высших слоев, это роскошные апартаменты и резиденции), районы, удаленные от города (пригородный пояс, заселенный людьми, работающими в городе, либо удовлетворяющие в нем свои потребности);

2) теория централизации, согласно которой городское поселение окружает торговый, промышленный или административный центр;

3) теория секторов, согласно которой расширение городских территорий происходит вдоль транспортных магистралей и уже построенных районов;

4) теория многоядерности, согласно которой в городе существует несколько деловых центров и примыкающих к ним промышленных районов.

Названные схемы можно считать определенными конструкциями пространственной структуры городов, учитывающие экономические, социальные, экологические факторы (например, на принцип расселения может повлиять развитие средств транспорта и коммуникаций, рост цен на землю, жилье, развитие тяжелой промышленности, формирование экологически неблагоприятных районов). Представленные схемы строго не соблюдаются, особенно под действием сил, спонтанно развивающихся в капиталистическом обществе (конкуренции, классового деления и т. п.).

Деревня (село) – тип поселения, характеризующийся:

- низкой плотностью домохозяйств в пределах данной территории;

- немногочисленным населением (не более нескольких тысяч человек), занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом;

- возможностью многосторонних и регулярных личных контактов жителей друг с другом;

- высоким уровнем социального контроля.

Важнейшими функциями социально-территориальных общностей являются социальное воспроизводство объединяемого ими населения, а также экономические функции (хозяйственное освоение территории, обеспечение жизнедеятельности поселенческих групп).

Территориально-поселенческая структура является объектом изучения ряда отраслей социологического знания: социологии города, социологии села, социологии региона.

Социальная структура современного общества значительно усложнилась. Появляется большое количество массовидных общностей, возникающих и формирующихся в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности и т. д. Действие этих непосредственных условий и форм бытия закрепляется и получает развитие в производстве, а также распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации. С их помощью эти интересы, потребности широких социальных слоев оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

К массовидным общностям относят толпу, аудиторию, публику, социальные движения. Я. Щепаньский относит их к общностям, основанным на сходстве поведения.

Французский социолог Г. Тард определил толпу как «случайный коллективный организм низшего порядка», возникающий в результате скопления людей и наличия у них общей цели, веры, чувств, страсти. Людям дано свойство подражания. Это и есть основа образования толпы. Тардом были выделены основные характеристики толпы и составляющих ее членов:

· нетерпимость,

· необузданность,

· подозрительность,

· вера в свою непогрешимость и собственное могущество,

· тщеславие, эгоизм, отсутствие рациональной оценки своих действий,

· чувство безнаказанности.

Толпа не обладает установленными ни организационными, ни моральными нормами, она, по сути, обезличена, а потому человек, попавший в толпу демонстрирует порой примитивные эмоции, агрессию, жестокость, чувствуя свою безнаказанность, возможность спрятаться за чужую спину. Принято различать толпу агрессивную (например, толпа футбольных фанатов), убегающую (например, во время стихийных бедствий), алчущую (толпа, штурмующая магазины), экспрессивную (например, толпа людей на митинге протеста или одобрения чего-либо). Психологи говорят, что члены толпы действуют как люди, находящиеся под гипнозом. Сила действия гипноза зависит от характера стимулов, вызвавших реакцию толпы, от конкретной обстановки, от индивидуальных характеристик ее членов: возраста, уровня образования, отсутствия социального опыта, уровня умственного развития, наличия твердых принципов, воли, умения анализировать собственное поведение.

Можно ли управлять толпой? Связь, объединяющая людей в толпе, может разрушиться, если новые стимулы создадут другие эмоции. Так, например, если толпу забросать камнями или облить водой, может начаться паника, в результате чего под действием страха толпа разойдется. Следует отметить, что толпа может рассеяться и под влиянием других чувств. Порой для решения политических проблем манипулированием толпы пользуются политики-профессионалы. Если толпой овладеют организованные группы, последствия действий толпы могут быть значительными, причем необязательно негативными. Истории известны факты, когда толпа послужила выразителем народного протеста и обусловила проявление героических качеств отдельных личностей (например, во время войн или революций).

В отличие от временного стихийного объединения людей – толпы, публика является формой коллективной жизни несколько иного рода. Хотя во время спортивных состязаний, зрелищных мероприятий людей могут охватить единые эмоциональные порывы, аморфная публика может превратиться в агрессивную или демонстрирующую толпу. Публика бывает ждущей развлечений (отдыхающая) или ждущая информацию (собравшаяся на лекциях, информационных собраниях). В основе такого рода общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность теряет, по сути, индивидуальность, то в публике есть возможность для самовыражения личности.

Публика может быть специально собранной* (зрители на спектакле или в кино, на концерте) или рассеянной (читатели газеты, слушатели радио- или телепередачи). Благодаря средствам массовой информации сотни, тысячи людей, не выходя из собственного дома, могут превратиться в зрителей (стать публикой) и участников каких-либо культурных событий. Однако радио- или телепередача может быть очень возбуждающей, посеять панику среди людей, тем самым спровоцировав появление толпы или формирование социальных движений.

Проявление социального беспокойства и есть первооснова возникновения социальных движений. В зависимости от того, сколько людей, какие группы, слои они представляют, какие потребности стремятся удовлетворить, возникают различные социальные движения. Подобную природу могут иметь и массовые явления, которые, в отличие от социальных движений, кратковременны. Если, например, инженерно-технические работники недовольны размерами заработной платы, то одним из вариантов решения проблемы может быть сбор подписей под воззванием к депутатам Государственной Думы. Такие действия можно отнести к массовым явлениям. Если же инженерно-технические работники будут периодически собираться и обсуждать свои проблемы на митингах, привлекут, например, профсоюзы, начнут создавать клубы инженеров-изобретателей и рационализаторов, искать единомышленников в других городах, странах, с целью выяснить, как решаются подобные проблемы у них и т. д., то это уже можно назвать социальным движением.

Принято различать три рода социальных движений:

· реформаторские (когда действия участников движения допустимы, не требуют изменения законов, режима, формы правления),

· революционные (затрагивают существенные жизненные потребности и интересы широких масс, есть угроза репрессий с самого начала движения),

· экспрессивные (возникают, как правило, под влиянием какой-либо выдающейся личности, распространяются на основе «эмоционального заражения», но при этом их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации).

Стремление общности к солидарности, объединению усилий ведет к появлению ее основной разновидности, называемой социальной группой. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействие которых регламентируется общими нормами, ценностями, интересами, и на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Так, Г.С. Антипина считает, что социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющая общественно – необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [2].

В современном обществе существуют многообразные социальные группы. По размерам выделяют большие, средние и малые группы.

Малой является группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, например, рабочая группа, семья.

Большие социальные группы отличаются не только значительной численностью и территориальным охватом, но и наличием опосредованного солидарного взаимодействия. Ими могут выступать классовые, профессиональные, этнические, территориальные общности.

Социальные группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь).

20. Этнические общности: понятие и особенности.

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения:

1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей.

2) Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.

3) Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития.

4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Виды этнических общностей:

• Род — это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

• Племя — это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Наши рекомендации