Семинар. Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания
Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социологии Кафедра социальной антропологии и социологии социальной сферы |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой _________ Д.К. Танатова Протокол № 5 от 2 марта 2012 г. |
САЗОНОВА А.Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Направление подготовки 040100.62«Социология»
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Москва-2012
УДК 316
ББК 60.542.15
С 14
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология молодежи» подготовлена Сазоновой Анной Львовной, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы РГСУ
Рецензенты:
Танатова Д.К., д.с.н., проф., заведующий кафедрой социальной антропологии и социологии социальной сферы РГСУ,
Селезнев И.А., к.с.н., доц., старший научный сотрудник ИСПИ РАН.
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология молодежи» утверждена на заседании кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы (Протокол № 5 от 2 марта 2012 г.).
Сазонова А.Л. «Социология молодежи»Учебно-методические материалы. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – с.45
© Издательство РГСУ, 2012
© Сазонова А.Л., 2012
1. Цели освоения дисциплины «Социология молодежи»
Целью изучения дисциплины является более глубокое понимание молодежи как социально-демографической и социокультурной группы, ее места и роли в современном обществе, социокультурных проблем молодежи, анализ социальной жизни молодежи в различных ее проявлениях.
Задачи дисциплины:
· усвоить социологические теории молодежи как часть социологического знания, а также ознакомиться с междисциплинарным подходом ювенологии;
· научить студентов применять системный анализ при исследовании социальных проблем молодежи;
· конкретизировать общие навыки социологического исследования применительно к исследованиям молодежи, мониторингу состояния молодежных общностей различного уровня.
2. Место дисциплины «Социология молодежи» в структуре ООП
Профессиональный цикл, вариативная часть (Б3, В.12)
Особая актуальность научного изучения молодежи как важной части российского социума определяется ее реальной и потенциальной ролью в научно-техническом и социально-экономическом развитии страны и общества.
Формирование научных социологических знаний о молодежи неразрывно связано с комплексом знаний всех общественных наук: социальной философии, психологии, педагогики, экономики, социальной статистики, правоведения, ювенологии.
Социология молодежи опирается также на общетеоретическую социологию и смежные специальные социологические дисциплины, такие, как социология возраста, социология семьи, социология личности, экономическая социология, социология социальной сферы, социология социальной политики и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология молодежи»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
· ОК-10 – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
профессиональные компетенции (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
· ПК-2 – способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
· ПК-5 – умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
в организационно-управленческой деятельности:
· ПК-10 – способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности;
· ПК-11 – способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать | · специфику социологии молодежи как социологической теории среднего уровня ОК10, ПК10; · историю и основные этапы становления и развития социологии молодежи в России и за рубежом ОК-10; · особенности молодежи как социально-демографической, социально-статусной, социокультурной группы, внутреннюю стратификационную структуру молодежи и ее место в системе общества ОК-10; · особенности процесса социализации современной российской молодежи и ее актуальную культуру ПК-5; · специфику и причины социальных проблем и противоречий в молодежной среде, в межпоколенческих отношениях ОК-10, ПК-5, ПК-11; · принципы комплексного применения методического аппарата и технологий социологического исследования при анализе процессов в молодежной среде ПК-2, ПК-11. |
Уметь | · оперировать категориями понятийного аппарата социологии молодежи ОК-10, ПК-10; · дать характеристику методологии основных социологических концепций и применять их в социальном исследовании молодежи ПК-5, ПК-10; · анализировать процессы в молодежной среде системно, одновременно рассматривая их как в системе общества, так и в его подсистемах ПК-5, ПК-10; · анализировать молодежь и молодежные процессы на различных уровнях: субъектном – как взаимодействие социальных субъектов; институциональном, - как взаимодействие социальных институтов; аксиологическом, как взаимодействие различных ценностных систем; культурологическом, как взаимодействие определённых видов культур ПК-10. |
Владеть навыками | · в проведении и организации социологического исследования молодежи и молодежных процессов ПК-2; · в применении контроля за организацией и проведением социальных исследований молодежных процессов ПК-11. · в интерпретации и анализе результатов социологических исследований молодежи ПК-2, ПК-5, ПК-10; · в области разработки комплексных мер по социальной поддержке различных групп молодежи ПК-2, ПК-11; · в информационно-аналитическом сопровождении деятельности субъектов государственной молодежной политики и социального управления ПК-2, ПК-11. |
4. Объём дисциплины «Социология молодежи» и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,
144 академических часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 144часа
Аудиторные занятия 64 часа, в том числе интерактивных занятий 14часов
Самостоятельная работа 80 часа.
Часы на подготовку к экзамену входят в самостоятельную работу.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самост. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (сем., практ.) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты/эссе | Курс. раб/ пр. | Расч.-графич. работа | Контр.точки по мод.-рейт.сист. | Зачет | Экзамен | |||||
Раздел 1. | |||||||||||||||
Тема 1. | * | ||||||||||||||
Тема 2. | |||||||||||||||
Тема 3. | * | ||||||||||||||
Тема 4. | * | ||||||||||||||
Раздел 2. | |||||||||||||||
Тема 5. | * | ||||||||||||||
Тема 6. | * | ||||||||||||||
Тема 7. | * | ||||||||||||||
Тема 8. | * | ||||||||||||||
Тема 9. | |||||||||||||||
Тема 10. | * | ||||||||||||||
Тема 11. | |||||||||||||||
Раздел 3. | |||||||||||||||
Тема 12. | * | ||||||||||||||
Тема 13. | * | ||||||||||||||
Тема 14. | * | ||||||||||||||
Раздел 4. | |||||||||||||||
Тема 15. | |||||||||||||||
Тема 16. | * | * | |||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | 4 сем | |||||||||||||
з.е. | |||||||||||||||
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего часа
Аудиторные занятия часа, в том числе интерактивных занятий часов
Самостоятельная работа часа
Часы на подготовку к экзамену входят в самостоятельную работу.
5. Содержание дисциплины «Социология молодежи»
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ | ||
Тема 1 | Социология молодежи в системе социологического знания | Социология молодежи как специальная социологическая теория. Социологические подходы к изучению молодежи. Цели, задачи и функции социологии молодежи. Предметные области ювенологии и социологии молодежи. Теоретические подходы в социологии молодежи (стратификационный, культурологический, функциональный, ресурсный, тезаурусный). Основные направления социологического анализа молодежи. Особенности социологического анализа проблем молодежи. |
Тема 2 | Молодежь как объект социологического исследования | Различные подходы к определению молодежи и молодости. Молодость как этап жизненного цикла. Возрастные границы молодости и исследовательские процедуры их фиксации. Возрастная статусная система, ее параметры. Социальная и возрастная стратификация молодежи. Социальные группы в структуре молодежи, их разнообразие и взаимодействие. Молодежь как целостность: проблемы дифференциации и единства. Многомерная модель молодежи. Юность как социальная проблема. Особенности юношеской рефлексии. Диалектика и механизмы преемственности поколений. Отражение современных общественных тенденций в проблеме «отцов и детей». Различные теории конфликта поколений. |
Тема 3 | Становление социологии молодежи как отрасли социологического знания за рубежом | Генезис и основные этапы становления социологии молодежи на Западе. Научные школы конституирования социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии в 20-40-х гг. XX в.: психологическая (Т.Парсонс); культурно-антропологическая (Е.Сатерленд, А.Холлингед, Э.Хартшорн, представители чикагской школы); общесоциологическая (К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет). Теория «потерянного поколения» в периоды после мировых войн. Развитие социологии молодежи в 50-60-е гг. (Г.Шельски, К.Беднарик, К.Кенистон, М.Гордон, А.Коэн, Д.Колеман и др.). Формирование концепций «контркультуры» и «конфликта поколений» в конце 60-х – середине 70-х гг. XX в. (Л.Фойер, Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т.Роззак и др.). «Стилевой» период в современной зарубежной социологии молодежи (М.Верст, К.Аллербек, Г.Гризе, Л.Розенмайер, и др.). |
Тема 4 | Развитие социологии молодежи в России | Социологические исследования влияния семьи на молодое поколение, проблем студенчества и рабочей молодежи в начале XX в. (П.Сорокин, М.Рубинштейн, А.Сперанский, А.Кауфман и др.). Эмпирические исследования по проблемам молодежи в послереволюционной России. Возрождение и развитие науки с середины 1960-х гг. (С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Т.Н.Кухтевич, Ф.Р.Филиппов, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин и др.). Основные направления развития социологии молодежи в СССР, центры ее развития в постперестроечной России. |
Раздел 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ | ||
Тема 5 | Социализация и адаптация молодежи | Сущность социализации, ее концептуальное осмысление в социологии молодежи. Этапы социализации. Особенности юношеского этапа социализации. Условия и факторы социализации. Особенности социализации современной молодежи. Социализация и самоидентификация, социализация и социальная адаптация. Сущность и основные характеристики социальной адаптации. Социализация молодежи как фактор внедрения социальных изменений в обществе. Понятие «ювентизации». |
Тема 6 | Социальные девиации в молодежной среде | Понятие социальной девиации и делинквентности. Биологические, психологические и социологические теории девиации. Относительность девиации, плюрализм границ девиации в индустриальном и постиндустриальном обществе. Правосознание современной российской молодежи. Специфика девиантного поведения молодежи. Формы негативного девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные отклонения, социальный паразитизм, аномия; их социальные причины и тенденции проявления у современной молодежи. Способы профилактики отклоняющегося поведения молодежи в семье и в обществе. |
Тема 7 | Молодежные субкультуры и особенности молодежной коммуникации | Факторная обусловленность культуры молодежи. Культура общества и молодежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. Молодежные субкультуры и их особенности. Специфика и классификация отечественных молодежных субкультур. Культурный уровень и ориентации современной российской молодежи. Стиль жизни современной российской молодежи и молодежный досуг: содержание и предпочтения. Молодежь и массовая культура. Молодежь и учреждения культуры. Феномен молодежной моды. Молодежь и чтение. Молодежь и кино. Молодежный сленг как отражение аудиовизуальной культуры. Музыкальные предпочтения молодежи. Тенденции развития коммуникационных процессов в молодежной среде, обусловленных информатизацией и глобализацией. |
Тема 8 | Молодежь в системе экономических отношений | Профессиональное самоопределение молодежи и состояние системы социально-профессиональной ориентации в России. Трансформации рейтинга престижности профессий в массовом сознании молодых россиян. Уровень трудовой активности современной молодежи. Мотивационная структура трудовой деятельности российской молодежи. Особенности экономического поведения молодежи. Динамика экономической культуры российской молодежи. Молодежь и рынок труда. Условия и факторы адаптации молодежи к рыночным отношениям. Социально-профессиональная адаптация молодежи в трудовых организациях. Социальные аспекты безработицы молодежи. |
Тема 9 | Молодежь в системе политических отношений | Динамика политических ориентаций молодежи. Аполитичность молодежи. Политическое сознание современной молодежи. Отношение молодежи к политике и политическим институтам. Политическая культура российской молодежи. Характеристика молодежных движений, партий, организаций. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданственности молодежи в современной России. Молодежь в сфере социального управления. Юность как важнейший этап профессионализации управленческих кадров. Социальные эксперименты по освоению практической управленческой деятельности (на примере функционирования молодежного правительства в Москве). |
Тема 10 | Семья, любовь и секс в социальных представлениях и повседневной практике молодежи. Проблемы молодой семьи. | Трансформация института семьи в индустриальном и постиндустриальном обществе и процесс депопуляции населения. Динамика брачно-семейных отношений в России. Демографические установки молодежи. Ценность семьи, любви и секса в молодежном сознании. Половая мораль и сексуальное поведение молодежи и тенденции их изменения. Любовь в структуре гендерных отношений молодежи. Современная брачная ситуация и уровень подготовки молодежи к вступлению в брак. Молодая семья: особенности, проблемы, потенциал. Факторы успеха и дестабилизации семейной жизни молодежи. Анализ проблем функционирования института «гражданского брака» в молодежной среде. |
Тема 11 | Студенчество как специфическая социально-статусная группа общества | Потенциальная роль студенчества в социально-экономическом развитии и научно-техническом прогрессе общества. Проблема доступности высшего профессионального образования. Анализ социальных последствий реформы высшей школы. Социальный портрет российского студенчества. Динамика структуры студенчества по группам специальностей и направлениям, в разрезе отраслевой структуры государственных и негосударственных ВУЗов. Перспективы тго стии и научнотрудоустройства выпускников. Социальные проблемы российского студенчества. Студенческая семья как социальное явление. |
РАЗДЕЛ 3. СОВОКУПНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ | ||
Тема 12 | Совокупный социальный потенциал молодежи: сущность, структура. Система условий и факторов его реализации | Понятия «социальный потенциал» и «совокупный социальный потенциал». Структура совокупного социального потенциала молодежи, система эмпирических показателей. Соотношение индивидуального и социального, объективного и субъективного, стихийного и управляемого в процессе реализации совокупного социального потенциала молодежи. Проблемы неравенства стартовых возможностей для его реализации. |
Тема 13 | Ценности и жизненные стратегии молодежи, СМИ как фактор воздействия на систему поведения и деятельности молодежи | Понятия «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки». Специфика ценностных систем молодежи. Трансформации ценностных систем молодежи в постсоветский период как форма адаптации к новой социально-экономической реальности. Формирование жизненных стратегий: этапы и механизмы. Характеристика основных типов жизненных стратегий молодых россиян (стратегии жизненного благополучия, жизненного успеха, самореализации личности, жертвенности и др.). Информационные технологии воздействия на молодежь: формирование эталонов потребления, определенных культурных образцов, стереотипов поведения. Детерминация падения уровня культуры, нравственности, роста бездуховности, аномии, правового нигилизма, девиаций в молодежной среде характером и содержанием деятельности современных российских СМИ. |
Тема 14 | Государственная молодежная политика в трансформирующейся России | Сущность понятия «молодежная политика». Принципы государственной молодежной политики. Цели, задачи, приоритеты и противоречия государственной молодежной политики в современной России. Региональные аспекты молодежной политики. Концептуальные основы социальной защиты и поддержки молодежи. Пути и средства реализации молодежной политики в трансформирующейся России. |
РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ | ||
Тема 15 | Методология и методика организации социологического исследования по проблемам молодежи | Принципы и методы научного исследования молодежных процессов и отношений. Применение междисциплинарных методов сбора и анализа социальной информации при изучении молодежи: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросс-культурный сравнительный анализ, анализ документальных источников. Проблема интерпретации понятий. Особенности организации и проведения социологического исследования социальных проблем молодежи в современном российском обществе. |
Тема 16 | Социологический анализ проблем молодежи в России, странах СНГ и в развитых странах | Анализ результатов социологических исследований: динамика молодежных процессов в России и в мире; отношение молодежи к семье, выбору профессии, политике, религии и т.д.; изучение форм воздействия СМИ на систему поведения и деятельности молодежи; влияние потребительского поведения на репродуктивное поведение молодой семьи. Особенности социализации современной молодежи. Динамика тенденций отклоняющегося поведения молодежи. Использование молодежи в социальных конфликтах. Оценка совокупного социального потенциала российской молодежи. |
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии по дисциплине «Социология молодежи»
Семинар. Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
Цель:сформировать у студентов представление о социологии молодежи, её структуре и месте в системе социологического знания, её предметном поле и понятийном аппарате, формирование ОК-10, ПК-10.
Вопросы для обсуждения:
1. Социология молодежи как специальная социологическая теория, ее место в системе социологического и ювенологического знания.
2. Предмет и методы социологии молодежи.
3. Структура и функции социологии молодежи.
4. Основные направления социологического анализа молодежи.
Темы докладов, рефератов:
1. Социология молодежи как отрасль социологического знания.
2. Социология молодежи и психология молодежи: разграничение предметных полей.
3. Социология молодежи и педагогика: разграничение предметных полей.
4. Социология молодежи и антропология: разграничение предметных полей.
5. Социология молодежи и ювенология: разграничение предметных полей.
6. Специфика объекта и предмета социологии молодежи.
Образовательные технологии: Семинар.