Круглый стол. Тема 3. Становление социологии молодежи как отрасли социологического знания за рубежом

Цель:познакомить студентов с основными этапами становления и развития западной социологии молодежи, с ключевыми концепциями в этой области, формирование ОК-10, ПК-2.

Вопросы для обсуждения:

1. Генезис и основные этапы становления западной социологии молодежи.

2. Характеристика ключевых концепций в западной социологии молодежи.

3. Особенности современного этапа развития социологии молодежи за рубежом.

Темы докладов, рефератов:

1-10. Социологический анализ проблем молодежи в трудах зарубежных ученых.

(Т.Парсонс, Е.Сатерленд, А.Холлингед, Э.Хартшорн, К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Шельски, К.Беднарик, К.Кенистон, М.Гордон, А.Коэн, Д.Колеман, Л.Фойер, Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т.Роззак, К.Аллербек, Л.Розенмайер, М.Верст, Г.Гризе и др.).

Образовательные технологии: Круглый стол с использованием мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

Темы для самостоятельного изучения:

1. Субкультурный период в зарубежной социологии молодежи.

2. "Молодежная революция" на Западе 1960-х гг. и ее влияние на развитие социологии молодежи.

3. Теория «потерянного поколения», концепции «контркультуры» и «конфликта поколений», «стилевой» период в современной зарубежной социологии молодежи.

Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний:

1. Актуальны ли сегодня идеи К. Манхейма?

2. Правомерно ли рассматривать историческое развитие общества как борьбу поколений и почему?

3. Чем отличается понимание молодежи как субкультуры от молодежи как контркультуры в обществе?

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Организация дискуссии о сущности основных концепций в западной социологии молодежи.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Рецензирование докладов и рефератов.

Круглый стол. Тема 4. Развитие социологии молодежи в России.

Цель: углубленное знакомство с историей возникновения и развития социологии молодежи в России, формирование ОК-10, ПК-2.

Вопросы для обсуждения:

1. Социолого-статистические исследования молодежи в дореволюционной России: тематика, результаты.

2. Молодежная проблематика в эмпирической социологии 1920-1930-х гг.

3. Особенности возрождения социологии молодежи в советский период.

4. Основные направления исследования молодежи с 1960-х гг.

Темы докладов, рефератов:

1-10. Значение творчества П.Сорокина в развитии отечественной социологии молодежи. Характеристика основных трудов отечественных социологов (С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Т.Н.Кухтевич, Ф.Р.Филиппов, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин и др.)

Образовательные технологии: Круглый стол с использованием мультимедийных технологий.

Задания для самостоятельной работы студентов

Темы для самостоятельного изучения:

1. Состояние и проблемы социологии молодежи в постперестроечной России.

2. Состояние и проблемы ювенологии в современной России.

Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний:

1. Назовите тематику социальных исследований молодежи в 1920-1930гг.

2. Сопоставьте организационно-институциональный, проблемный и направленческий подходы к истории развития отечественной социологии молодежи.

3. Чем отличается постсоветский период развития социологии молодежи от советского?

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Проверка конспектов, докладов, рефератов.

2. Рецензирование докладов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций

1. Организация выступлений и сообщений.

2. Обсуждение выступлений по заданным вопросам.

3. Проведение контрольного замера знаний в виде теста.

Наши рекомендации