Конечный результат работы социолога
Внимательно слежу за дискуссией по поводу социологической службы, развернувшейся на страницах журнала. Хотелось бы поделиться своими мыслями по обсуждаемому вопросу. Часто забывают простую истину, что не социология пришла на предприятия, а промышленности потребовались социологи. Сегодня «заказ» предприятий — совершенствование социального управления. Думаю, что только в этом контексте следует рассматривать вопрос о месте и функциях заводских социологов. По мере совершенствования социального планирования центр их работы переместился в сторону изучения социальных процессов в коллективах. Однако вскоре выяснилось, что положение, когда конечным продуктом работы социологов являются практические рекомендации, не устраивает как производственников, так и самих социологов. Назрела необходимость в том, чтобы социологи были включены в систему социального управления, имели возможность непосредственно влиять на происходящие в трудовом коллективе процессы.
По-моему мнению, для развития социологической работы на предприятии и включения социологов в организационную структуру необходимо решить следующие задачи. Во-первых, централизовать социальное управление. На многих предприятиях имеется должность заместителя директора по быту и кадрам. Именно в его подчинении должны находиться все социальные подразделения: отдел ЭДров, отдел технического обучения, жилищ-о-коммунальный отдел и др. Во-вторых, зак-пить в нормативных актах определенные
социальные функции за различными подраз делениями. В-третьих, четко определить пра ва и обязанности социологической службы подчиненной заместителю директора по соци альным вопросам. В-четвертых, привлечь к со циологической работе трудящихся. (Полезные опыт имеется на Московском станкострои тельном заводе им. Серго Орджоникидзе, где создана группа по изучению общественногс
мнения, члены которой оказывают помощь (
проведении социологических исследований
Для разработки годовых и пятилетних плано!
организуются временные комиссии по соци
альному планированию. При парткоме дей
ствует постоянная комиссия по социальные.
вопросам, осуществляющая контроль за дея
тельностью администрации.) В-пятых, по
высить теоретический уровень подготовки со
циологов.
Таковы, на наш взгляд, первоочередные задачи
решение которых положительно скажется на эф
фективности социологических служб предпри
ятий.
В. В. Лобанов, г. Москва
Источник: Социологические исследования
1984, № 2. С. 183.
не являются особенно значительными, тем более, что информация такого рода нуждается в серьезной проверке достоверности»23.
Вместо этого заводским социологам лучше заниматься сбором статистики, показателей эффективности труда и производства, информацией и перемещениях работников и текучести кадров24. Для переориентации заводских социологов у автора, по ее мнению, накопились веские аргументы: «Результаты проведенных исследований, с нашей точки зрения, дают основание сделать вывод о том, что для выявления реальной значимости, стимулирующей роли тех или иных факторов не следует полагаться на данные об оценках и ориентациях. Стимулирование должно опираться на анализ фактического поведения работников, их действий, соотнесенных с конкретными условиями труда, условиями распределения и потребления»25. Некоторые авторы считали, что заводское исследование должно быть инновационным, которое «не только по своим целям, но и по своей структуре существенно отличается от исследования описательного плана»26.
Чем обусловлены различая двух типов исследования — фундаментального и прикладного? Академическая социология, проводя фундаментальные исследования, выявляет именно типичное, повторяющееся в явлениях. Напротив, социолог на предприятии имеет дело прежде всего с неповторимой, своеобразной производственной ситуацией. Его задача состоит не столько в описании общего правила, сколько в установлении исключений из него. Установление точной пропорции между общим (типичным) и особенным (нетипичным) поможет заводскому социологу правильно модифицировать стандартные методики и решения к своим конкретным условиям. Что же будет, если он вместо этого сделает теоретические обобщения на основе единичного, нетипичного случая?
С методологической точки зрения фундаментальные исследования, проводившиеся академическими «командами», представляли значительный научный вклад в социологическую теорию. Их методический инструментарий отражал последние достижения науки, каждый раз создаваясь практически заново. Напротив, методический инструментарий заводских социологов мог быть изобретен однажды и, доказав свою эффективность, многократно применяться другими исследователями. В этом смысле заимствование чужого инструментария (правда, легальное и по всем научным правилам) было методологически оправ-
Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. Киев: Наукова думка, 1976. С. 195.
24 Там же. С. 196.
25 Там же.
Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М., 1975.
данным. Прикладной инструментарий был намного проще академического доступнее для не очень подготовленных в социологии специалистов.
Тогда считалось, что научно-координационная функция академических (в; зовских) подразделений состоит в организации единой Всесоюзной социолоп ческой службы. Эта идея вынашивалась заводскими социологами в kohl 70-х - середине 80-х гг. Именно такое подразделение призвано было позаботитьс о централизованном обеспечении социологов на местах стандартными метод1 ками и пособиями, унифицированными документами для сбора первичной иг формации. Академические учреждения в 70—80-е гг. разрабатывали администр; тивно-правовые документы совместно с министерствами, Государственным кс митетом по науке и технике, Государственным комитетом по труду, ВЦСПС. Под заводскими социологами понимались все специалисты независимо с базового образования, занимавшиеся научно-поисковой, внедренческой либ консультативной деятельностью социально-экономического и социально-nct хологического профиля непосредственно на предприятиях и в отраслях, а так же являвшиеся штатными сотрудниками соответствующих учреждений.
Заводской социолог — понятие собирательное. Оно могло обозначать и ее циолога, и психолога, и специалиста другого профиля, который занималс персоналом и применяя анкетирование, интервьюирование, набпюдени, либо анализ статистики и заводской документации.
К середине 80-х гг., по расчетам специалистов Института социологически исследований АН СССР, в стране существовало около 500 служб социальног развития на предприятиях. Если же брать относительные показатели, то он существовали менее чем у 10% промышленных предприятий, только у 15—20^ министерств и ведомств, в нескольких районах и городах, в составе плановы органов некоторых областей и республик. Специалисты полагали, что этог количества явно недостаточно. «Например, даже в такой отрасли промышлен ности, как производство средств связи, где существует наиболее развитая сет социологических подразделений... социологи есть только на 1/3 предприятие Причем почти на 80% предприятий эти службы состоят из 1—2 человек»27.
В чем-то похожая ситуация наблюдалась в 70—80-е гг. и в США. Так, п данным исследования Д. Спайна, 2/з респондентов являются единственным социологами в той организации, которая их наняла. А. Смит сообщает, чт социолог может быть как единственным сотрудником, так и одним из 3—4 чле нов исследовательского отдела в корпорации28. Эти социологи полагаются н контракт, заключенный с какой-нибудь исследовательской фирмой и обеспе чивающий персонал программой исследования, процедурами сбора данных i первоначальным отчетом о них. В крупных исследовательских департамента или в рыночной исследовательской фирме социолог может возглавлять шта сотрудников, которые планируют проект, конструируют опросник и экспери ментальные процедуры, определяют выборку, осуществляют сбор данных, вво, данных в компьютер, анализ данных и написание научного отчета.
В службе управления персоналом американской корпорации (она анало гична отделу кадров в СССР) социолог-прикладник выполнял роль систем
Подмарков В. Г.,Зайцев А. К , Новиков В В Проблемы заводской социологии // Социологически и исследования. 1977. № 3. С. 167-168. Appliedsociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R. Kossi P.H. andWhyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 133, 193.
ного аналитика. Управление персоналом предполагает наличие целого штата сотрудников («прораб поля» — field supervisor, интервьюеры, ассистенты исследователя), которые на контрактной основе занимаются разработкой штатного расписания и определения профессиональных обязанностей работников компании, установлением окладов и тарифных ставок, проведением специальных диспутов, обучением сотрудников исследовательским методам. Роль управляющего персоналом подразумевает также выполнение административных функций, включая контроль качества продукции29.
Как и в академической социологии, так и в прикладной важно финансирование. Когда социологи-прикладники не получают поддержки от хозяйственных и коммерческих структур, возникает «эффект бумеранга»: если на начальных этапах социологи что-то недополучают от производственников, то при оценке конечных результатов предприятие недополучает от науки неизмеримо больше, в частности, эффективные внедренческие проекты заменяются тривиальными рекомендациями типа «повысить», «улучшить» и т.п.
В то же время заводские социологи не меньше, если не больше, недополучали от академической науки. С известным запозданием в 80-е гг. были организованы (и то явно в недостаточном масштабе и качестве) курсы обучения и повышения квалификации заводских социологов. Не хватало семинаров и конференций, где социологи могли обменяться передовым опытом, получить новейшую информацию, установить творческие контакты с учеными. А в 90-е гг. их проведение прекратились вовсе. Банк эмпирических данных и методик, разработанный академическими социологами, мало чем мог помочь заводским социологам, работавшим далеко от столицы.
Так и не было разработано эффективной теории и логики прикладного исследования, социоинженерного проектирования. Неудивительно поэтому, что заводские социологи вынуждены были десятилетиями копировать и безуспешно применять на практике образцы и методики академической социологии, создавшиеся совсем для иных целей и задач, у них иной инструментарий и тре -бования к конечным данным (например, от академических социологов требуется то, что не всегда требуется от заводских социологов, особенно на малых предприятиях, а именно репрезентативность информации). О сложившейся на этот счет практике и ее последствиях писал в редакцию журнала «Социс» СИ. Зельберг: «Не первый год мы проводим социологические исследования в научно-производственном объединении «Якуталмаз». Ежеквартально опрашиваем тысячи людей с помощью «самодеятельнных» анкет. Что-то разрабатываем сами, но у непрофессионалов на это уходит слишком много времени, а качество анкет невысокое. За готовыми методиками командируем специалистов, нужных для другого дела, в разные концы страны. Значит дополнительные расходы. Вот вам и нерентабельная социология, от которой кто-то при хозрасчете постарается избавиться в первую очередь. Уверен, что в подобной ситуации находятся многие предприятия»30.
Если академическое исследование ориентировано на приращение новых теоретических знаний, то прикладное — на практическое внедрение и оператив-
29 Smith A.E. Consumer and advertising research // Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 194.
Кравченко А. И. Служба социального развития на хозрасчете //Социологические исследования. 1988. №4. С. ПО.
ный опрос. Методические статьи в журналах, написанные академическими учеными и рассчитанные на фундаментальные исследования, механически переносились в сферу прикладной социологии. За неимением собственных разработок, изначально ориентированных на прикладную методологию, заводские социологи вынуждены были адаптировать их к практическим задачам, не всегда получая на выходе полноценный материал.
К концу 80-х гг. сложилась парадоксальная ситуация: подавляющая часть социологов являлись прикладниками, однако подавляющая часть научных публикаций была ориентирована на академическую социологию и часто была посвящена далеким от практики проблемам.
Внедрение и функциональный статус службы
Оказывается, эффективность практического внедрения прямо коррелирует с функциональным статусом заводской службы. В 1984 — 1985 гг. отдел отраслевых проблем социального управления ВНИИ Информэлектро провел исследование эффективности работы социологических служб предприятий электротехнической промышленности. Определились способы включения служб в управленческую структуру: в 42% случаев они входят в подразделения НОТиУ, в 21 — в отделы труда и зарплаты, в 3 — в отделы кадров. Заместителю директора по экономике подчинены 10% служб, по кадрам — 11, непосредственно директору — 133'.
Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Например, деятельность социолога в отделе НОТиУ позволяла ему лучше ориентироваться в вопросах, связанных с изменением технологии, внедрением новых форм организации труда, повышением культуры производства, а работа в кадровой службе позволяет эффективнее заниматься межличностными отношениями, расстановкой кадров, профессиональной судьбой человека. Но существовала опасность того, что социально-психологическая работа может ограничиться лишь борьбой с текучестью кадров. Функциональный статус заводской службы определялся исходя из конкретных условий и имеющихся ресурсов.
Эмпирическим путем удалось выяснить, что способ подчиненности службы влияет на конечную результативность ее работы. В упомянутом исследовании критерием эффективности выбраны четыре показателя: количество проведенных исследований за определенный промежуток времени, число рекомендаций — предложенных, принятых администрацией и внедренных (табл. 1 и 2).
Как видим (табл. 1), если служба подчинена директору, то проведенных исследований и предложенных рекомендаций здесь больше. Высоки и показатели внедрения. Правда, они лучше у служб, подчиненных заместителю директора по кадрам. Промежуточное положение занимает вариант включения в отдел НОТ. Самые низкие показатели на предприятиях, где социологи входят в состав отделов кадров и подчинены заместителю директора по экономическим вопросам.
Если по продуктивности исследований и принятию рекомендаций предприятия почти не отличаются, то индекс эффективности внедрения дифференцирует их более разительно. Он значительно хуже в службах, подчиненных директору, его заместителю по кадрам и начальнику НОТ. Напрашивается вывод, что эти руководители больше заботятся о получении информации, чем о ее использовании в практике.
лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 24.
Обобщим данные, проранжировав варианты подчинения службы и выделив наиболее целесообразные случаи (табл. 2). Результаты анализа неопровержимо свидетельствуют, что наиболее рациональным является подчинение службы директору предприятия или его заместителю по кадрам. Малоэффективна деятельность в составе ОТиЗ, отдела кадров и тем более подчинение службе главного экономиста32.
Таблица 1 Индексы и показатели эффективности работы службы в зависимости от ее подчиненности
Подчинение | В расчете на одно предприятие | Рекомендаций на 1 исследование* | Индексы** | ||||
Директор | 1,4 | 0,7 | 0,5 | ||||
Заместитель по экономическим вопросам | 1,3 | 0,5 | 1,0 | ||||
Заместитель по кадрам | 2,4 | 0,9 | 0,8 | ||||
Начальникотдела кадров | 0,5 | 0,5 | 1,0 | ||||
Начальник ОТиЗ | 1,8 | 0,6 | 0,8 | ||||
Начальник НОТ | 1,9 | 0,7 | 0.7 | ||||
В целом по выборке | 1,7 | 0,7 | 0,7 |
' Количество рекомендаций на одно исследование рассчитывалось как частное от деления данных третьей графы на данные второй графы.
Индекс принятия решений рассчитывался как частное от деления данных графы 4 на данные графы 3, а индекс внедрения — 5 на 4.
Таблица 2 Шкала эффективности работы службы подчиненности
Кому подчинена социологическая служба | Индексы | ||||||||
принятия | внедрения | ||||||||
Директор | II | ||||||||
Зам. поэкономическим вопросам | 1,5 | 30,5 | V | ||||||
Зам.по кадрам | I | I | |||||||
Начальникотдела кадров | 1,5 | 37,5 | VI | ||||||
НачальникОтиЗ | IV | ||||||||
Начальник НОТ | III |
Примечание. Шкала построена на основе табл. 1. Количественные данные выстроены по степени убывания (возрастания) и каждой позиции присвоен соответствующий ранг (1 — самый высокий, 6 — самый низкий).
32 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 25—27.
В ленинградском объединении «Светлана» лаборатория социологических исследований и социального планирования долгое время входила в отдел НОТиУ, подчиняясь главному инженеру. Необходимость быть ближе к людям потребовала перевода социологов в состав отдела кадров. Реорганизация прошла весьма своеобразно — лаборатория разделилась: группа социологических исследований перешла в кадровую службу, а бюро социального планирования осталось на месте. Но как избежать загрузки социологов и психологов «чужими» заботами? Выход был прост. Приказом генерального директора объединения начальник социологической лаборатории напрямую подчинялся заместителю директора по кадрам. «Годы, прошедшие с момента структурной реорганизации Л СИ. подтвердили правильность избранного пути»33.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в службах социального развития наблюдается явный перекос в сторону исследовательских задач — на изучение, анализ и разработку рекомендаций тратится 45% времени, а на внедрение — лишь 11%34. Не только руководители предприятий, но и сами социологи высказали мнение, что затраты времени на выполнение внедренческой подфункции должны быть увеличены почти в два раза.
Бытует мнение, что основная задача прикладника в США — внедрять практические рекомендации. На самом деле, это далеко не так. Социолог на предприятии — всегда «аутсайдер», человек посторонний, досконально не знающий производства. Нередко решения прикладника, а тем более его вмешательстве способны нанести вред компании, поэтому прикладник, социоинженер не должен отвечать за управленческие решения. Информация, полученная социологом, — это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужной: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или внедрить в практику. Задача консультанта — поставить диагноз, просветить менеджеров (во время лекций, собеседований) и разработать рекомендации. Он может определить социальную стратегию предприятия, не необходимо лицо, которое несет ответственность за ее практическое осуществление. Внедрение рекомендаций — дело не менее, а подчас и более сложное, чем исследование, и осуществлять его должны профессионалы-управленцы.
Экстенсивное и интенсивное развитие
В становлении прикладной социологии можно выделить периоды экстенсивного накопления фактов и сменяющие их интенсивные этапы, когда отмечался качественный поворот к новым задачам и целям.
Эволюция науки всегда сопровождается конфликтами и противоречиями Одна из узловых проблем развития служб в 60—80-е гг. — нерациональные распределения по отраслям и предприятиям. На подавляющем большинстве предприятий работали один-два социолога (психолога), которым просто не пс силам было внедрить комплексные системы мероприятий, например, пермскую систему стабилизации трудового коллектива или службу «Ваше настрое-
л ТягУшев А.Ф., Федотова А.П. Социологическая служба. Л., 1985. С. 10-11. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 32.
ние». Для первой, если на предприятии более 5 тыс. работающих, а уровень текучести кадров составляет 15%, было необходимо 10—14 сотрудников, а чтобы регулярно действовала вторая, нужны 3—5 человек. Если ведущие отрасли, — а их меньшинство — были обеспечены специалистами на 70—75%,тоот-стающие — лишь на 5—10%35.
Ситуация усугублялась еще и тем, что социологи действовали только на крупных предприятиях, а средние и мелкие, где социальные проблемы стояли наиболее остро, были лишены помощи. Кроме того, службы создавались на успешно работающих, технически передовых предприятиях, но их не было на отстающих. Крупные предприятия возглавляли прогрессивно мыслящие руководители, дальновидные, заинтересованные в решении социальных проблем, нередко имеющие психологическое образование.
Ситуация мало изменилась и в 90-е гг.: малый бизнес, арендные предприятия, кооперативы чаще всего не имеют собственных служб, хотя нуждаются в квалифицированной помощи. Коммерческие банки и биржи имеют достаточные средства для финансирования консультантов, но консультантов для бизнеса и менеджмента практически нет, так как заводские службы были ориентированы на иные цели и задачи.
Практически на всем протяжении существования заводской социологии не хватало стандартных методик, проверенной и надежной информации. Нормативно не были определены статус службы, ее место в системе управления предприятием. Невысокая социолого-психологическая культура руководителя вела к тому, что перед исследователем ставились невыполнимые задачи, например, за 1 —3 месяца провести крупное исследование, за месяц — разработать план социального развития. Но как это было сделать, если социологам не хватало профессионального мастерства, а руководитель не понимал специфику работы социальной службы? В результате значительная часть времени тратилась на составление различных справок, отчетов, докладных записок. (Иногда, например, на Кировском заводе и заводе «Светлана» в Ленинграде, «Положение о социальной службе» предписывало предоставлять информацию о проведенных исследованиях не только администрации (обычная практика), но также профсоюзу, регулярно публиковать ее в многотиражке и в сообщениях заводского радио.) Причем многие занимались «бумаготворчеством» сознательно — канцелярский язык был более понятен начальству, и вместе с тем скрывал неподготовленность социологов.
Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984. С. 229.
Положение дел было таково, что заводской социолог и психолог вынуждены были самостоятельно разрабатывать программу и инструментарий исследования, или им приходилось тратить силы и время на то, чтобы достать необходимые методики в других учреждениях и у своих коллег. Но сделать это было крайне сложно, учитывая оторванность провинциальных специалистов от крупных центров, слабую координацию их деятельности и полное отсутствие зарубежной прикладной информации. К тому же и опыт передовых служб распространялся скорее стихийно, если не считать более или менее регулярных сообщений секции заводских социологов ССА-РОС. И как следствие, научная отдача, эффективность прикладной социологии и психологии не превышали 30% их возможностей. Отсюда мелкотемье, дублирование и слабая практическая отдача практический внедрений.
Долгое время количественный рост прикладной социологии происходил за счет ухудшения ее качественных показателей, особенно в организации научного труда, кооперации и согласованности действий. Недостатки, характерные для экстенсивного этапа 60—70-х гг. и своевременно неустраненные, воспроизводились в 80—90-е. В наибольшей степени от этого страдали молодые службы и новое поколение социологов, у которых коммерческие интересы явно преобладали над научными. Выпускники вузов не стремились идти на предприятия — так было раньше, так происходит и сейчас, меняются лишь приоритеты и науки, которые больше всего привлекают молодежь. Сегодня ее притягивают социология международных отношений, менеджмент, бизнес и загранкомандировки.
В 70-е гг. происходило экстенсивное увеличение числа служб и укрепление их штатов по принципу «каждому предприятию — свою социологическую лабораторию; чем крупнее предприятие, тем многочисленнее служба». Некоторые промышленные гиганты даже соревновались в том, у кого сильнее и лучше социолого-психологическая лаборатория. О передовиках писали в газетах, сообщали на областных и всесоюзных партийно-правительственных совещаниях, их награждали. Одним словом, быть передовиком в деле развития заводской социологии было достаточно престижно.
В 80-е гг. социологи начали осознавать, что прежние формы организации науки уже не годятся. Необходимо не расширять число служб, ибо тогда увеличивается степень их неуправляемости, а налаживать прочные связи между прикладной и академической ветвями социологии. Научно-координационная работа академических ученых с заводскими социологами всегда велась плохо — она существовала на уровне личных знакомств отдельных ученых с отдельными службами и социологами. Институт социологических исследований, признанный головным подразделением в социологической науке страны, не справлялся с задачей координации усилий заводских социологов. Последние не обеспечивались систематическим образом стандартными методиками и пособиями, унифицированными документами для сбора первичной информации и ее обработки на ЭВМ. Так и не были созданы фонды рабочих инструментов для проведения социологических исследований на предприятиях и единого банка данных для заводских социологов, хотя об этом неоднократно говорили заводские социологи на семинарах, конференциях, совещаниях. По их мнению, академические учреждения должны были разработать административно-правовые документы, установить формальные обязанности заказчиков социологической информации (предприятий, ве-
домств) и исполнителей (ученых), разработать процедуру патентования методических документов. Разбросанные по разным городам и регионам необъятной страны заводские социологи самостоятельно справиться с подобными задачами не могли. Академические ученые, приглашаемые на совместные заседания, всякий раз обещали помочь, но так ничего и не сделали.
Социологи на местах буквально задыхались от спонтанного и никем не контролируемого процесса возникновения новых служб. Часто их создавали люди некомпетентные, в конечном счете дискредитировавшие науку. Естественно, это не могло не оказать негативного воздействия на заводских социологов, которые в течение многих лет по крохам сколачивали свои лаборатории и с огромным трудом расчищали себе место под солнцем.
На своих совещаниях они высказывали пожелание того, чтобы процесс создания новых и реорганизации старых социологических служб был планируемым, четко организованным, направлялся специалистами академических учреждений и заинтересованными государственными органами. На протяжении 20-25 лет существования заводской социологии не была решена и эта задача.
В середине 80-х гг. заводская социология находилась на распутье: экстенсивные средства развития исторически уже исчерпали себя, хотя задачи предшествующих периодов не были полностью выполнены. Их нерешенность еще долгое время давала о себе знать. Вместе с тем необходимость перехода к интенсивным методам развития не только объективно назрела, но и субъективно была осознана социологами как единственно разумная альтернатива. Но средства, которые призваны были обеспечить такой переход, предназначены были для решения старых задач, и в новых условиях они явно служили тормозом, а не ускорителем движения.
Наиболее перспективный путь выхода из тупика виделся заводским социологам в создании межотраслевых внедренческих фирм. Широко обсуждались некоторые организационные нововведения: самодеятельные фирмы типа новосибирского «Факела», инициативные группы при институтах на основе коллективного подряда, матричные структуры, паевые новаторские комплексы и т.д.36 Многие из них уже существовали на практике. Например, таллинский СКТБ «Эффект» успешно занимался доведением научных новшеств до технологического применения на заводах. А временных творческих объединений, организованных по типу новосибирского «Факела», было около 15 тыс.37
На сходных принципах предлагали создавать межотраслевые консультативно-внедренческие фирмы и социолого-психологические центры: хозрасчетные основы деятельности и оплата по конечным результатам (внедрение) самостоятельность в выборе межорганизационных связей (с заказчиком, клиентами, соавторами разработок); подотчетность обкому партии (усиление социально-политического статуса службы) и/или совету директоров города (повышение практической эффективности, отдачи). При заключении договора с предприятием, на котором внедряется социальный проект, необходимо ста-
36 См.: Волин П. Хозрасчетные внедренческие формы все-таки нужны//Социалистический труд. 1982.№ 10; Рапопорт В. Внедренческие организации нужны. Но какие? // Социалистический труд. 1983.№ 3; Никитин А., Червонобродов П. Что такое резервные знания? Как лучше их использовать? //Социалистический труд. 1983. № 8; Пригожий А. Внедренческие фирмы сегодня и завтра // Социалистический труд. 1984. №5.
37 Советская Россия. 1983. 21 окт.
вить условие: в случае отказа от предлагаемых научно обоснованных рекомендаций, администрация выплачивает неустойку. К работе могли привлекаться ведущие заводские социологи и психологи, имеющие достаточную квалификацию и большой практический опыт, а также специалисты научных институтов и вузов (физиологи, медики, экономисты и т.д.). Для крупного города это может быть организация из 10— 15 человек, по очереди обслуживающая все предприятия, особенно средние и мелкие. Польза несомненная: снимаются ведомственные барьеры, социальные проблемы предприятий и города решаются комплексно, не в ущерб друг другу; теснее становится взаимосвязь отраслевого и территориального планирования. При этом не потребуется увеличения численности заводских специалистов, будет необходима их кооперация и организационная перестройка деятельности38.
Но существовал и ряд принципиальных моментов, которые тормозили интенсивное развитие заводской социологии, о них необходимо упомянуть Тормозом в развитии заводской социологии служило копирование методоЕ и парадигм академической социологии, которое наблюдалось на протяжении 60-80-х гг. Все негативное, что можно было взять у академической науки -квазинаучные приемы социального познания, отсталая теория, ползучий эмпиризм, иллюстративная фактологичность — было взято. В то же время многое из позитивного опыта академической социологии — умение широко мыслить, не замыкаясь рамками отдельного предприятия, склонность к выдвижению обоснованных гипотез и проверке достоверности получаемой информации, присущее лучшим отечественным социологическим школам, -перенималось далеко не всеми заводскими социологами.
Заводские социологи частенько жаловались на то, что академические ученые, хотя и привлекают их к своим исследовательским проектам, но используют их в роли анкетеров и вспомогательного персонала. Большинство публикаций в ведущем журнале советских социологов «Социсе» сделано академическими, а не заводскими социологами. Но похожая ситуация существуе! и в других странах: в престижных академических социологических журна лах США статьи прикладников — большая редкость.
Хотя заводские социологи в СССР то и дело жаловались на руководстве своего предприятия, которое то осуществляло жесткую цензуру научных от четов и публикаций, то вовсе запрещало последние, в США с подобным по ложением дел социологи-прикладники, работающие в частных фирмах, дав но смирились. Не только в СССР, но и в США процветала практика запрет; публикации эмпирических данных, если они представляют частную соб ственность фирмы-заказчика, несут в себе конфиденциальную информации или могут повредить репутации предприятия. Недовольство советских соци ологов объясняется, как можно сейчас судить, тем обстоятельством, что вое питанные в социалистическом обществе люди привыкли считать все вокру народным, все вокруг своим. Предприятия, находившиеся в общенародно! собственности, являвшиеся народным достоянием, по мнению прикладни ков, не имели права скрывать информацию от своего народа. Но админист рации было что скрывать. И дело отнюдь не процветавших тогда, как и сей час, коррупции, мошенничестве, воровстве и приписках, а в том, что соци ологов, приезжавших на завод проводить эмпирическое исследование
•-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М: Наука, 1989. С. 22-23.
воспринимали порой как посланных недоброжелателями врагов, полагая, что руками ученых с дирекцией пытается свести счеты кто-то «сверху». Если социолог штатный, то социальное дистанцирование происходило внутри трудового коллектива: прикладника, часто служившего в ранге референта директора, рабочие воспринимали как ставленника и разведчика администрации, намеревающегося выведать у них «секретную» информацию. Некоторые социологи понимали двойственность своего положения и, выражаясь словами Ф. Тейлора, в начале XX в. раскрывшего этот феномен, «старались быть ближе к рабочим». Заигрывание с ними, попытка встать на сторону персонала и вытекающая отсюда критика начальства отдаляли социолога от руководства и также не сулили ему ничего хорошего.
Непросто складывались отношения прикладников с академическими социологами, удобно устроившимися в академических институтах и под крышей университетов. Нередко посещавшие учреждения большой науки прикладники воспринимались как бедные родственники, пришедшие выпрашивать методику исследования, анкеты и другие нужные им инструменты познания. Правда, далеко не все академические социологи относились к своим собратьям по научному цеху подобным образом. Многие очень известные социологи, имевшие с заводами и заводскими социологами частые контакты, относились к ним даже с большим радушием, чем к своим академическим коллегам.
Заводские социологи, когда их академические собратья пытались воспользоваться ими как своего рода подсобными работниками, получающими свежую эмпирическую информацию, так нужную теоретикам, платили им сторицей — формально относились к совместным проектам. Но не всегда их приглашали к равному сотрудничеству. Выходили совместные монографии и статьи, но нередко имена прикладников упоминались лишь в примечаниях и сносках, в результате чего рождалось взаимное недоверие и подозрение. Не всегда союз двух ветвей социологической науки был взаимовыгодным.
Тем не менее, общение с академическими социологами приносило прикладникам, особенно с периферии, несомненную пользу. Оно служило научной школой, для многих заменяло вуз, поскольку в рядах заводских социологов не было практически никого, кто имел бы социологическое образование. Прикладники с периферии не имели даже элементарных социологических навыков. Если для академических социологов выход в «поле» — однообразное и давно известное мероприятие, то для помогающих им на местах добровольных (а иногда прикомандированных партийной организацией) помощников совместное исследование могло стать поворотным пунктом в судьбе. Точно никто не считал, но возможно более 50% заводских социологов — это педагоги, инженеры, партийные деятели, общественники, кадровики, хозяйственные руководители, философы, экономисты, которые когда-то имели неосторожность поучаствовать в своем первом полевом обследовании с профессионалами, да так и остались в социологии навсегда.
В отличие от США, где движение от академической в прикладную социологию имело двустороннюю направленность, в СССР оно было однонаправленным. Из прикладной сферы в академическую постоянно уходили, как правило, лучшие кадры, не сумевшие творчески реализоваться на предприятии. Таким образом, взаимоотношения между академической и заводской социологией строились на принципах неэквивалентного обмена, который именуют еще «утечкой мозгов».
3S0
Методическое обеспечение прикладников было крайне недостаточны*. Они часто превращались в простых «доставал» и снабженцев. Им приходи лось тратить силы и время на то, чтобы доставать необходимые материал] либо в научных учреждениях, либо у своих коллег, располагающих больши] опытом39. С периферии в столицу часто командировали заводских социоло гов с единственной целью раздобыть методики. Институт социологически исследований АН СССР в определенные дни напоминал Мекку для заводе ких паломников. Масса времени тратилась на доставание дефицитного ин струментария. Его покупали и перекупали у соседей, воровали, выпрашива ли, включались в академические исследования с целью хоть таким способа
получить долгожданные анкеты.
Конечно, можно осуждать заводску} кустарщину, можно возмущаться непри емлемыми способами получения науч ного инструментария. Но можно понят также объективные причины, толкавшие заводских социологов на не совсе! праведный путь. О них уже говорилось в этой книге. Укажем на другое: горя чее желание раздобыть чужой инструментарий не всегда служит признаке! собственной лени и научной беспринципности. Иногда, а может быть даже большинстве случаев, за ним кроется стремление не выглядеть непрофессио нально. Переписывая лучшие академические или созданные заводчанами со циологические инструментарии прикладники на самом деле исподволь повы шали свою квалификацию, приобщаясь таким образом к развитым, зрелыт образцам науки. Атакое намерение следует только приветствовать. Экстенсив ный период заводской социологии, как и в народном хозяйстве сопровождал ся активным созданием новых служб, освоением новых регионов и отраслей Но соответствующей кадровой политики, мощной системы подготовки про фессионалов этот процесс не получил. В результате и возникли те противоре чия, о которых говорилось выше.