Проблемы установления санкции за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах

Проведенное нами социологическое исследование позволило выявить существующие в действующем уголовном законодательстве отдельные проблемы дифференциации уголовной ответственности за торговлю людьми, касающиеся, в частности, наказуемости рассматриваемого преступления, совершенного при отягчающих обстоятельствах, а также недостатков уголовно-правовой регламентации освобождения от уголовной ответственности в связи со специальным видом деятельного раскаяния, изложенной в примечании 1 к ст.1271 УК России.

Суть первой проблемы состоит в том, что некоторые из отягчающих обстоятельств торговли людьми, на основании которых законодателем регламентируется дифференциация ответственности за рассматриваемое преступление, содержат признаки деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК России в качестве самостоятельных преступлений или же признаки предварительной преступной деятельности при совершении преступлений.

Таким образом, представляется, что наказание за торговлю людьми, совершенную при таких отягчающих обстоятельствах, должно соответствовать сумме наказания за торговлю людьми, предусмотренную основным составом ст. 1271 УК РФ, и наказания, предусмотренного за преступление, объективная сторона которого содержит признаки, на основании которых ужесточается ответственность за торговлю людьми с учетом положений уголовного закона о правилах назначения наказания по совокупности преступлений.

Вместе с тем, анализ санкций соответствующих уголовно-правовых норм позволил выявить несоответствие приведенного алгоритма определения максимального наказания за квалифицированные виды торговли людьми действительным положениям УК России.

Представляется, что достаточно большая разница между наказанием за квалифицированные виды торговли людьми и суммой наказаний за неквалифицированный вид торговли людьми и преступления, содержащие признаки отягчающих торговлю людьми обстоятельств, свидетельствует о нарушении принципа справедливости в процессе уголовно-правовой регламентации наказаний за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах.

Так, например, наказание за предусмотренную п. «а» ч.2 ст. 1271 УК РФ торговлю людьми, совершенную в отношении двух или более лиц, с нашей точки зрения, должно соответствовать наказанию за совокупность нескольких самостоятельных преступлений, предусмотренных основным составом рассматриваемой нормы.

Исходя из положений ст. 69 УК России при назначении наказания по совокупности преступлений, наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

Часть первая ст. 1271 УК России предусматривает максимальное наказание до шести лет лишения свободы. Таким образом, при совокупности нескольких рассматриваемых преступлений максимальное наказание, которое вправе назначить суд, не может превышать (6+6/2=9) девяти лет лишения свободы.

При этом, количество совершенных виновным преступлений, входящих в совокупность и предусмотренных основным составом торговли людьми, не влияет на размер окончательного наказания, назначаемого по совокупности преступлений: «окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений»,- указывается в ст. 69 УК России, безотносительно числа преступлений, входящих в совокупность.

Являясь видом множественности, совокупность преступлений и, тем более, в приведенном примере их неоднократность, хотя и исключенная из УК, но, тем не менее, характеризующие личность виновного, как склонную к совершению однородных преступлений (в приведенном примере – торговли людьми), свидетельствуют о повышенной общественной опасности личности виновного, что, несомненно, в соответствии с положениями ч.1 ст. 6 УК России обязательно должно учитываться судом при назначении наказания: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», - гласит принцип справедливости.

Исходя из обозначенной позиции, на наш взгляд, очевидно, что личность виновного, совершившего единичное сложное преступление, состоящее в торговле людьми, осуществленной в отношении двух или более лиц, обладает меньшей общественной опасностью, нежели личность виновного в совокупности двух или более преступлений, предусмотренных основным составом торговли людьми.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в соответствии с принципом справедливости, наказание за совокупность двух или более преступлений, предусмотренных основным составом торговли людьми, должно быть выше наказания за единичный случай торговли людьми, совершенной в отношении двух или более лиц.

Вместе с тем, безальтернативная санкция ч.2 ст. 1271 УК России предусматривает максимальный размер наказания в виде десяти лет лишения свободы, что на один год (т.е. 10 %) больше максимально возможного наказания за совокупность двух или более преступлений, предусмотренных основным составом торговли людьми, которое, как было выше рассмотрено, в соответствии с положениями ст. 69 УК России, не может превышать девяти лет лишения свободы.

Представляется, что в УК России нет обоснований столь свободной законодательной регламентации наказания за рассматриваемый квалифицированный вид торговли людьми. С нашей точки зрения, ничем не обоснованное ужесточение наказания за рассматриваемый вид преступления на 10 % (!) – есть результат бессистемности и несогласованности положений действующего УК.

Пункт «б» ч.2 ст. 1271 УК РФ, предусматривающий наказание до десяти лет лишения свободы за торговлю людьми, совершенную в отношении заведомо несовершеннолетнего, с нашей точки зрения, – есть результат модернизации первоначальной редакции УК России, приведения ее в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права об ответственности за торговлю людьми вообще (а не только несовершеннолетними, что имело место в ст. 152 УК России до декабря 2003г.), а также с положениями международно-правовых актов об особой охране женщин и детей.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, ужесточение наказания за торговлю людьми с шести до десяти лет лишения свободы только на основании признаков несовершеннолетия потерпевшего – ничем не обоснованная мера, характеризующая, явно завышенный уровень уголовно-репрессивного воздействия.

Так, в соответствии с положениями ч.1 ст. 152 УК России, торговля несовершеннолетними помимо лишения свободы на срок до пяти лет (что на 20 % ниже современного наказания за торговлю взрослыми и вдвое ниже современной санкции за торговлю несовершеннолетними), предусматривала в качестве альтернативных наказаний обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет. При этом, причинами исключения из УК России рассматриваемой нормы явилась не мягкость наказания, а, скорее всего, нежелание законодателя дублировать законоположения, исходя из признаков, характеризующих возраст потерпевшего.

Анализ объектов уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда при торговле несовершеннолетними, также не позволил нам выявить обоснований столь существенного ужесточения наказания за торговлю людьми только лишь на основании данного признака ( +75% от максимального наказания, предусмотренного основным составом торговли людьми).

Безусловно, наказание за торговлю людьми, совершенную в отношении заведомо несовершеннолетнего потерпевшего должно быть более строгим по сравнению с наказанием, предусмотренным за торговлю взрослыми людьми, однако, с нашей точки зрения, ужесточение наказания может осуществляться посредством увеличения не только верхних границ относительно определенных санкций, но и при их сохранении - в увеличении минимальных границ наказания.

Так, например, регламентируя наказание за торговлю взрослыми и несовершеннолетними людьми законодатель мог бы изложить их в ч.1 ст. 1271 УК РФ, соответственно, в п. «а» (в отношении взрослых) и «б» (в отношении несовершеннолетних) оставив неизменной верхнюю границу наказания – до шести лет лишения свободы, установив разницу в нижних границах относительно-определенных санкций. Например, для взрослых – до шести лет лишения свободы (как в действующей редакции УК), а для несовершеннолетних – от трех до шести лет лишения свободы.

Подобный подход в полной мере соответствовал бы минимальной границе наказания за торговлю взрослыми людьми, совершенную при любом из отягчающих обстоятельств, предусмотренных квалифицированным видом торговли людьми, и, вместе с тем, обеспечивал бы безусловное ужесточение наказания в случае торговли несовершеннолетними за счет увеличения минимальной границы санкции.

Торговля людьми, совершенная с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, предусмотрена п. «д» ч. 2 ст. 1271 УК РФ и также влечет наказание до десяти лет лишения свободы, что на четыре года или 75 % выше наказания, предусмотренного за основной состав торговли людьми, совершенной без данного квалифицирующего признака.

Представляется, что обозначенный вид торговли людьми – есть сложное единичное преступление, именуемое в уголовном праве составным. Оно «складывается» из взаимосвязанных и взаимообусловленных торговли людьми и, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК России, использования заведомо подложного документа.

Максимальное наказание за торговлю людьми без отягчающих обстоятельств – шесть лет лишения свободы; за использование заведомо подложного документа - штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Таким образом, сумма максимальных наказаний за обозначенные преступления меньше наказания за торговлю людьми, совершенную с использованием заведомо подложного документа.

Складывая максимальные наказания по правилам, предусмотренным статьей 71 УК России и, приравнивая один день ареста к одному дню лишения свободы, получаем максимальное наказание в виде лишения свободы на срок 6,5 лет, что на 3,5 года (или на 35%) меньше наказания за единичную торговлю людьми, совершенную с использованием заведомо подложного документа.

Равно как и в вышеописанном анализе наказуемости торговли людьми, совершенной в отношении двух или более лиц, в данном случае мы не призываем к снижению санкции за торговлю людьми с использованием заведомо подложного документа (быть может наоборот, санкция ч.3 ст. 327 нуждается в ужесточении), но, тем не менее, констатируем несогласованность обозначенных положений УК и бессистемность вносимых в него изменений и дополнений в виде регламентации наказания за квалифицированные виды торговли людьми.

Подобного рода вывод можно сделать при анализе наказания за торговлю людьми, совершенную с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.

С нашей точки зрения, обозначенный вид торговли людьми также представляет собой сложное единичное преступление, именуемое в уголовном праве составным. Оно «складывается» из взаимосвязанных торговли людьми и, предусмотренного ч.2 ст. 325 УК России похищения у гражданина паспорта или другого важного личного документа, которое «наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

Сумма максимальных наказаний за данные преступления при их сложении по правилам, предусмотренным ст. 71 УК России – шесть лет и три месяца лишения свободы, что на 37 % меньше максимального наказания, предусмотренного за единичную торговлю людьми, совершенную с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.

Торговля людьми, совершенная с применением насилия или угрозы его применения предусмотрена п. «е» ч. 2 ст. 1271 УК РФ и также в качестве наиболее строгого предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. Представляется, что обозначенное единичное сложное преступление «складывается» из «простой» торговли людьми и преступного насилия или угрозы его применения.

Наиболее опасным видом угрозы применения насилия, предусмотренной УК РФ, является угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК России). Максимальная санкция за данное преступление, не характеризующееся экстремистскими мотивами - «наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет», а за торговлю людьми без отягчающих обстоятельств, как отмечалось выше - до шести лет лишения свободы.

В данном случае, как и в предыдущих примерах (даже полное) сложение наказаний (6+2=8 лет лишения свободы) меньше наказания за единичное сложное преступление, что также свидетельствует о бессистемности вносимых в отечественное уголовное законодательство изменений и дополнений в части регламентации санкций за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. «ж» ч.2 ст. 1271 УК России, «торговля людьми, совершенная в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей», содержит признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, предусмотренное ст. 120 УК России. При этом максимальный размер наиболее строгого наказания за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации ограничивается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В данном случае, назначая наказание по совокупности торговли людьми и принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (будь они совершены отдельно), суд вправе был бы назначить до шести лет лишения свободы за торговлю людьми и до четырех лет лишения свободы за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Назначая окончательное наказание по правилам, предусмотренным ст. 69 УК, суд вынужден был бы ограничиться не полной суммой сложения наказаний за названные преступления (6+4=10 лет Л/С), а наказанием, не более чем на половину превышающим максимальное наказание, предусмотренное за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, т.е. девятью годами лишения свободы (6+6/2=9 лет Л/С).

Таким образом, безальтернативная санкция п. «ж» ч.2 ст. 1271 УК России предусматривает максимальный размер наказания в виде десяти лет лишения свободы, что на один год (т.е. 10 %) больше максимально возможного наказания за совокупность преступлений, предусмотренных основным составом торговли людьми и ст.120 УК России. Кроме того, приходится констатировать несоответствие дополнительного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: в ст. 120 УК – до трех лет, а при торговле людьми – до двух.

Причины подобного рода несоответствия также не удалось установить в ходе настоящего исследования, в связи с чем, в очередной раз констатируем бессистемность построения санкций в статьях УК, предусматривающих ответственность за рассматриваемые преступления.

Подводя итог данной части исследования, отметим, что анализ санкции за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 1271 УК России), являющуюся единичным сложным преступлением, в сравнении с санкцией основного состава торговли людьми и санкциями статей УК, предусматривающих ответственность за деяния, содержащие в качестве составообразующих признаки отягчающих торговлю людьми обстоятельств, позволил выявить бессистемность регламентации максимальных пределов наказания за квалифицированные виды торговли людьми, а в отдельных случаях – противоречие принципу справедливости.

Представляется, что исследование характера и степени общественной опасности квалифицированных и особо квалифицированных видов торговли людьми, а также ее соотношение с наказуемостью деяний, содержащих признаки отягчающих торговлю людьми обстоятельств, может стать частью самостоятельного научного исследования, посвященного проблемам систематизации при построении санкций в статьях отечественного уголовного законодательства.

Наши рекомендации