Причины социального неравенства

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.[1]

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческомобществеглавным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть-возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж- это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любойсоциальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины — одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой + facio — делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.

Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.

Подсоциальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

В русском языке аналогом этого признанного понятия являетсясоциальное расслоение.

Основу стратификации составляетсоциальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономистК. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социологР. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социологП. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социологТ. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархи- зированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

Критерии стратификации

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласномарксистской школе социологии, в основе неравенства лежатотношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратамзависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причиненеэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического(отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, каксоциальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда -власть, авторитет и влияние.

Один изсоздателейтеории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социологУ.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

Воткрытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Подабсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают какотносительную бедность.

Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности, которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты, илипорога бедности. обычно используется показательпрожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

  • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
  • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. вразвитых обществах профиль стратификации приближается кромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служитдецильный коэффициент, под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социапьное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Подсистемой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуютзакрытыеобщества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит коткрытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагаетпожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась надва высших сословия (дворянство и духовенство) инепривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Социальной стратификацией (ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Варны Представители Цвет Ассоциируемая часть тела
Брахманы Ученые и жрецы Белый Уста
Кшатрии Воины и правители Красный Руки
Вайшьи Крестьяне и торговцы Желтый Торс
Шудры «Неприкасаемые», зависимые лица Черный Ступни

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

  • дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;
  • духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);
  • купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;
  • крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
  • мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

  • в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;
  • в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;
  • в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);
  • в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

  • высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);
  • средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и
  • нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

Наши рекомендации