Проблема социального неравенства

Понятие социальной структуры общества (горизонтальный срез общества).

Социальная стратификация (вертикальный срез общества).

Теории социальной стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества.

1. Понятие социальной структуры общества (горизонтальный срез общества)

Общество как целостная система структурировано, т. е. обладает определенным строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Категория «социальная структура» как в современном обществознании в целом, так и в различных социологических школах имеет неоднозначный смысл.

Понятие «социальная структура» (лат. Structura – строение) в социологии употребляется в двух основных смыслах. В широком смысле «социальная структура» – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. Структурирование общества в этом смысле осуществляется на основе выделения основных сфер жизнедеятельности и соответствующих им взаимодействий людей. Основными элементами здесь выступают экономическая, социально-классовая, политическая и духовно-культурная сферы общественной жизни.

В узком смысле «социальная структура» – это совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними[1, с. 176].Здесь социальная структура рассматривается с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений (отношений, возникающих только в пределах взаимодействия людей).

Социальная структура представляет горизонтальный срез общества. Горизонтальная дифференциация как базовая характеристика социальной структуры подчеркивает пестроту, разнородность, богатство оттенков общества, выраженные в разделении этого общества на категории и социальные группы, несравнимые по принципу «выше» или «ниже». Нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре.

Между социологами нет единства в том, что именно считать “элементами” общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Однако, ученые сходятся во мнении, что исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные элементы социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности, социальные институты, социальные организации.

Человек всегда находится в окружении других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на работе – член коллектива и по многим другим параметрам он является членом того или иного социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Граница между ними редко четко обозначается.

Социальная группа– это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других (Р. Мертон) [1, с. 176].

Признаки социальной группы:

Определенный способ взаимодействия между ее членами. Например, члены одной спортивной команды, готовящиеся к соревнованиям по художественной гимнастике, вместе обсуждают упражнения, вместе тренируются. Взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения этих упражнений и исполняют в то же время свои собственные упражнения, т. е. их связывает общий интерес и общее дело.

Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. Гимнастки должны хранить верность своему коллективу, отстаивать его честь на соревнованиях и в негласных соперничествах.

Осознание единства. Гимнастки одного коллектива воспринимаются как целостность не только ими самими, но и окружающими их людьми: судьями, зрителями, болельщиками, которые рассматривают участников этой группы как единое целое.

Типы социальных групп:

1. По степени сплоченности социальные группы подразделяются на:

первичные– это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом (семья, группа детского сада, школьный класс, члены спортивной секции). Результатом тесной связи индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого служит общее представление «мы», заключающее в себе определенный тип сопереживания и взаимного отождествления. Они первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и полный опыт социального единства;

вторичные– объединяют двух или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной цели (трудовой коллектив). Между членами группы отсутствуют эмоциональные связи, основное значение придается не личностным качествам, а их умению выполнять определенные функции. Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.

2. По масштабувыделяют следующие группы:

малая социальная группа –относительно небольшое число индивидов (2-30 человек), непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм, правил поведения и др.

Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко заданы позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т. п. (армейский взвод, театральная труппа, вузовская кафедра). Неформальные группы возникают и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений (семья, группа друзей, компания сверстников). Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Например, в студенческой группе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных общими интересами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматической пользы.

большая социальная группа– значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий (коллектив школы, предприятия и т. д.). Связи и взаимодействия в большой группе носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система коллективных оценок поведения своих членов и других групп.

Выделяют также следующие типы групп:

Референтная группа– это группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориентируются в своем поведении и в самооценках. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Школьники ориентируются в своих поступках не на советы педагогов, родителей, а на поступки, взгляды людей из другого окружения (рокеры, герои модных боевиков и т. д.).

Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, например, революционер – выходец из аристократических кругов. Эти индивиды взяли за образец поведение людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой они являются.

Условная группа– группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, образование, профессия) общность людей, включающая индивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о существовании друг друга, но условно объединяются в интересах научного анализа – статистического, демографического, социологического и др.

Квазигруппа–группа, характеризующаяся случайностью, стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Она существует непродолжительное время, после чего распадается либо превращается в устойчивые социальные группы. Например, группа болельщиков на стадионе, совокупность людей, собравшихся прослушать концерт и т. д.

Социальная общность – макросоциальное объединение людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализованное в пространстве или имеющее диффузную форму (диаспора) и действующее как единый социальный субъект.

Понятие «социальная общность» имеет два основных значения:

1. Социальная общность – общее понятие для обозначения любого объединения людей (семья, группа, коллектив).

2. Особый социальный объект, отличающийся от группы своей масштабностью, особенностями структурной организации.

Группа, как правило, не очень крупное объединение (до 100 чел), локализованное во времени и пространстве. Общность же может включать миллионы людей, не имеет четких пространственно-временных границ (например, православная общность).

Типы общностей:

этнические общности (расы, нации, народности, племена и др.);

· половые общности (мужчины, женщины);

· возрастные общности;

· социально-экономические (сословия, классы, слои и др.);

· отраслевые (строители, нефтяники, работники образования и др.);

· политические (члены политических партий, объединений и движений и др.);

· конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);

· социально-территориальные общности (жители деревни, города, области и др.).

Таким образом, горизонтальный срез общества не описывает иерархическую структуру, на которой основан социальный порядок в современном обществе. По этой причине важно рассмотреть статусную структуру, которая может быть изучена только в контексте отношений неравенства.

2. Социальная стратификация (вертикальный срез общества)

Распределение людей по группам не исчерпывает понимания сущности социальной структуры. Не менее существенно распределение индивидов, их групп и общностей по социальным слоям (стратам). Отличительным признаком общества и его структуры является социальное неравенство людей.

Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями населения. Социальное неравенство является причиной и следствием социальной стратификации.

Страта (strata) в переводе с латыни означает «слой». Страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги.

Социальная стратификация – дифференциация людей и их групп на социальные слои (страты) и классы, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т. д.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, которое представляет собой такие условия, при которых люди имеют неодинаковые, неравноценные возможности существования и развития в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе. Это проявляется в делении на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных и т. д. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство становится очень сильным, оно делит людей по доходам, уровню образования, власти. Возникают касты, затем сословия, а позже – классы.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками:

Ø В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои, классы, страты общества.

Ø Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т. п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (малообеспеченные, не участвующие во властных структурах и т. п.).

Ø Социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремления при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.

В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации.

Функциональный подход (Т. Парсонс, К. Девис, У. Мур) рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явление, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью, и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает оптимальное функционирование общества. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением. В связи с этим общество должно мотивировать людей на двух уровнях:

1) оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности, поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаково полезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживания и требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь была иной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблема социального статуса была бы значительно меньшей;

2) когда эти должности будут заняты, общество должно пробуждать в людях желание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многими должностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и при отсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями.

Эти социальные реальности привели Девиса и Мура к мнению, что общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых, способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство – это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию можно считать структурной особенностью всех обществ. На основе экономической модели спроса и предложения Девис и Мур сделали вывод, что самыми высокооплачиваемыми должностями являются те, которые занимают наиболее талантливые или квалифицированные работники (предложение); те, которые функционально наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь достаточное количество квалифицированных врачей, общество должно гарантировать им высокую заработную плату и престиж. Если этого не будет, то, по мнению Девиса и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет проходить сложный и дорогостоящий курс обучения медицине. Итак, работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется.

Конфликтный подход (К. Маркс и др.). Социальная стратификация возникает из борьбы групп, их конфликта. Ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества. К. Маркс связывал социальное неравенство с различным положением групп людей в системе материального производства, с отношениями к собственности. Господствует тот, кто владеет средствами производства. Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В процессе жизнедеятельности общества социальные слои и классы находятся в процессе изменений и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое [3, с. 321].

Виды социальной мобильности:

Ø горизонтальная. Представляет собой переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, которая расположена на одном и том же уровне(перемещение индивида из одного гражданство в другое, из одной семьи в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую и т. д.).

Ø вертикальная.Перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой, который расположен в стратификационной иерархии выше или ниже имеющегося (учитель меняет свой статус, становясь директором школы; учитель меняет свой статус, становясь безработным).

В зависимости от направления такого перемещения существует два типа вертикальной мобильности:

Восходящая социальная мобильность, т. е. социальный подъем из одного социального слоя в другой, более высокий. Например, студент, получив образование, становится учителем, а затем директором школы.

Нисходящая социальная мобильность, т. е. социальный спуск, социальное нисхождение. Например, учитель, попав под сокращение, становится безработным.

По скорости протекания стратификационных перемещений они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течении 5–6 лет и более работает на одном рабочем месте и занимает один и тот же социальный статус учителя, второй через 2–3 года перемещается на более высокую должность (директор школы), т. е. переходит в более высокий социальный слой.

По плотности стратификационные изменения делятся на:

Индивидуальные. Из одного слоя в другой перемещаются единицы – отдельный инженер, врач, учитель и т. п.

Групповые. Из одного слоя в другой перемещается целая социальная группа. Групповые восхождения и нисхождения случаются чаще всего во время революций, контрреволюций или других крупных трансформаций в обществе. Например, большевики в России до Октябрьской революции не имели общепризнанного социального положения, а после нее заняли высшие социальные ступени.

Выделяют также внутрипоколенную и межпоколенную мобильность. Внутрипоколенная мобильность означает, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни (например, токарь становится инженером, затем директором завода). Межпоколенная мобильность предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители (например, сын шахтера становится инженером).

Важнейшими каналами социальной циркуляции являются: армия, церковь, образование, брак, политические и профессиональные организации.

Факторы социальной мобильности–условия, влияющие на мобильность. На микроуровне – это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс. На макроуровне – это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т. д.

Социальная стратификация может иметь различную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности, а последние зависят от типа общества. В обществах «закрытого» типа (например, в тоталитарных системах) социальная стратификация имеет пирамидальную форму. В таком типе общества на верхушке стратификационной иерархии находится узкий социальный слой, а подавляющее большинство социальных групп составляют нижние, более обширные этажи социальной пирамиды.

Общества «открытого» типа (демократические) обладают ромбовидной формой социальной стратификации. Это связано с резким возрастанием в них численности среднего класса, который, по некоторым подсчетам, составляет около 60% населения США.

В переходные периоды в связи с ростом социальной мобильности остроту приобретает проблема маргинальности. Маргинальность– это состояние личности или общности, находящейся на грани разных культур. Это состояние тех, кто оторвался от своей страты, но не адаптировался еще к новой, не принял ее ценностей, норм. Типичным примером является состояние тех, кто переезжает из деревни в город, меняет профессию, включается в управленческие структуры. Они уже живут в новых условиях, испытывают влияние других факторов, новой профессии, городского образа жизни, но они не сразу становятся горожанами, профессионалами, управленцами. Маргинальным может быть и все общество, если быстро осуществляется переход к новым социальным условиям его развития, разрушаются его устои, но продолжают еще действовать старые стереотипы, ценности сознания, старые нормы поведения.

3. Теории социальной стратификации

Социальная стратификация имеет различные формы в зависимости от исторического времени и конкретного общества. Э. Гидденс различает четыре основных типа стратифицированного общества:

Ø рабство–экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство – исторически первая система социальной стратификации, возникшая в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранявшаяся в ряде регионов практически до настоящего времени. Еще в ХIХ в. рабство существовало в США. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, существенно отличались. Иногда по закону рабы лишались почти всех прав (так было на юге США), в других случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг. Рабство во все времена вызывало сопротивление. Иногда рабам удавалось коллективными усилиями освободиться от гнета хозяев. Системы, базировавшиеся на рабстве, например, плантаторство, как правило, были нестабильны. Для достижения высокой производительности труда требовался постоянный надзор за рабами и жестокие наказания. Причинами распада систем, основанных на рабском труде, были не только восстания рабов, но и экономическая неэффективность прямого принуждения;

Ø каста– социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению. Касты, прежде всего, ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин “каста” не индийского, португальского происхождения (casta – “раса”, или “чистая порода”). У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основными являются понятия варна и джати. Варны – это четыре основных сословия, различающихся по степени социального престижа. Ниже этих четырех групп находятся “неприкасаемые”. Джати – это местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты. Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону до такой степени, что фактически представляет собой даже не единую систему в полном смысле слова, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев. Однако их объединяет ряд общих принципов. Брахманы, образующие высшую варну, олицетворяют собой самую высокую степень чистоты, неприкасаемые – самую низкую. Брахманы должны избегать определенных контактов с неприкасаемыми. И лишь неприкасаемым позволен физический контакт с предметами или животными, которые считаются нечистыми. В Индии насчитывается около 3000 каст и более 25000 субкаст, численность которых может варьироваться от нескольких сот человек до нескольких миллионов. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой;

Ø сословие–социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по ХIV в., люди разделялись на сословия. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV–ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из священнослужителей. К другому сословию относились аристократия и джентри (мелкопоместное дворянство). Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные и свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, в их среде допускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в рыцари за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул;

Ø класс– крупномасштабные группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, который они ведут [4, с. 151–154]. Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Их основные особенности:

1) в отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок. Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся – законом или обычаем. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.

2) классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто “дается” при рождении, как в других системах стратификации.

3) классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе). Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий.

Иногда перечисленные стратификационные системы сосуществуют вместе, например, рабовладельческая и классовая в древних Греции и Риме, а также в южных штатах США до гражданской войны.

Стратификационная теория К. Маркса.К. Маркс определял класс как группу людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Он выделял два основных класса – буржуазию (собственников средств производства) и пролетариат(субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Внутри двух главных классов, на которые распадается любое общество, существует множество отдельных групп. Внутри буржуазии различаются промышленники, финансисты, землевладельцы, купцы. Пролетариат подразделяется на тех, кто имеет гарантированную занятость, и не имеющих таковой (безработные и люмпен-пролетариат), на занятых в промышленности и в сфере обслуживания. Кроме них существует крестьянство и дворянство, которые не попадают в двухчленную классификацию классов.

Марксистская концепция классов указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам [5].

Стратификационная модель М. Вебера.Веберовский подход к стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов. Он показал, что социальное неравенство проявляется в трех измерениях: экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), политическом (властном). Эти измерения обычно взаимосвязаны и подпитывают друг друга, но не всегда совпадают. М. Вебер выделил 4 основных класса: 1) привилегированные классы, формирующиеся благодаря собственности и образованию; 2) интеллигенция и специалисты, не обладающие собственностью; 3) традиционный мелкобуржуазный класс; 4) рабочий класс.

Стратификационная модель П. Сорокина.Ученый полагал, что структурирование общества происходит в социальном пространстве. Социальное пространство – это народонаселение Земли. Совокупность связей человека со всеми группами населения определяет его социальное положение. А совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющих определить социальное положение любого индивида. П.А. Сорокин обозначил три основные координатные оси для измерения социального пространства – экономическую, политическую и профессиональную и соответственно три критерия социальной стратификации: 1) уровень дохода (богатые, бедные); 2) политический статус (имеющие власть и не имеющие); 3) профессиональная роль (учителя, инженеры и т. д.).

Стратификационная теория Т. Парсонса. Т. Парсонс дополнил признаки стратификации новыми существенными критериями:

1) «качественными» характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллектуальные и физические особенности личности);

2) «ролевыми характеристиками», определяемыми тем набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (должность, уровень знаний, профессиональной подготовки и т. д.);

3) «характеристиками обладания», выражающими наличие у индивидов и их групп собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т. п.

Позиция К. Дэвиса и У. Мура в отношении причин стратификации выглядит следующим образом:

Ø в результате разделения труда индивиды выполняют какие-то полезные функции и занимают разные социально-профессиональные позиции;

Ø социально-профессиональные позиции обладают в глазах людей разным престижем, т. е. одни ценятся больше, другие – меньше. Люди как бы ранжируют социально-профессиональные позиции по степени важности, давая им моральную оценку;

Ø в основе ранжирования социально-профессиональных позиций лежат два фактора: 1) функциональная важность для общества (степень содействия общественному благу); 2) дефицитность выполняемой роли;

Ø в любой социальной системе вознаграждение должно распределяться дифференцированно, в соответствии с занимаемыми статусами;

Ø чем более высоким рангом оценивается позиция, тем в большей степени она обеспечивает ее обладателю доступ к общественным благам и ресурсам, и, одновременно, тем уже слой людей, имеющих такую возможность.

Вознаграждение и его распределение становятся частью социального устройства и, в свою очередь, являются причиной возникновения стратификации.

На современном этапе в структуре общества принято выделять 3 основных класса:

Высший класс – элитарное меньшинство, рост богатства которого контролируется через систему государственного налогообложения.

Средний – занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии и характеризуется центристской позицией по уровню дохода, характеру потребления, стилю жизни, фундаментальным ценностям.

Низший– неквалифицированные рабочие, маргиналы, люмпенизированные слои, представители которых утратили устойчивую связь со своей социальной группой и опустились на социальное дно [5, с. 312].

Особая роль в обществе принадлежит среднему классу. Под средним классом подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние» между «верхами» и «низами» статусные позиции. Как правило, эта часть общества составляет наибольшую по численности социальную группу и выполняет ряд функций:

Ø В рамках среднего класса максимально выполняется условие диверсификации (разнообразия) общества по социальным группам.

Ø Средний класс способствует поддержанию относительной общественной стабильности благодаря характерному для него высокому уровню восходящей экономической мобильности. При этом большое число взаимообменов происходит как внутри среднего класса, так и с другими частями социальной структуры общества.

Ø Средний класс выполняет функцию агента технологического и социально-экономического прогресса, сосредоточивая в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью.

Ø Средний класс осуществляет функцию носителя национальной культуры и общественных интересов. Для представителей разных социальных групп среднего класса должна быть характерна четкая самоидентификация – соответствие между их социально-профессиональными характеристиками и выбором страты, к которой они себя относят. Так, доля лиц, идентифицирующих себя со средним классом, возрастает по мере роста уровня образования, социального престижа, размера доходов, объема гражданских прав.

Чем больше средний класс, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая – 55–60%. Однако градации на три класса для углубленного анализа стратификации недостаточно, поскольку каждый из них имеет свою иерархию страт.

Более многомерная модель социальной стратификации была разработана в 40-е гг. XX в. американским социологом Л. Уорнером,который социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам: 1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность. Он выделял следующие классы и слои:

Верхний высший класс. Представители влиятельных и богатых династий, главные управляющие общенациональными корпорациями, совладельцы престижных фирм,

Наши рекомендации