История возникновения интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность представляет довольно новое понятие для российского законодательства. Следует рассказать об истории появления интеллектуальной собственности. Как известно "древние памятники права" регулируют главным образом административные правоотношения, преимущественно содержат нормы уголовного и налогового права. Что касается античной цивилизации, то например, в Древнем Риме – прародителе современного права, не уделялось должного внимания развитию литературы и искусства в отличие от Древней Греции, что не могло, не отразится и на правовом регулировании результатов творческой деятельности. Несмотря на то, что общепринятые в настоящее время объекты интеллектуальной собственности были созданы уже тогда, например, «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, тем не менее, никого специального законодательства, либо выделения этих объектов в особую правовую категорию не существовало. Более того, например, литературное произведение, написанное на чужом писчем материале, принадлежала не автору, а собственнику писчего материала (носителя, если говорить современным языком).
Первым правовым актом признавшим существование интеллектуальной собственности вполне достоверно можно считать - Декларацию Венецианской республики 1474 г. Согласно декларации любой гражданин, сделавший машину, раньше не применявшуюся на территории государства, получал привилегию, по которой всем остальным запрещалось на протяжении десяти лет изготавливать такие устройства. Как отмечает С.А.Судариков: «Собственность на результаты творческой деятельности стала признаваться с XV в. Венецианская республика — крупнейшая морская и торговая держава того времени — первой сделала результаты творческой деятельности товаром. Другими словами, стали признаваться права собственности на результаты творческой деятельности. Впоследствии такое право собственности было установлено и в других странах. Так возникла система интеллектуальной собственности»1. Сам термин "привилегии" использовался в современном значении слова "патент". Выдача привилегий на изобретения в России началась в середине 18 века, и первая из них была выдана в 1748 г. Окончательным и точным прототипом патента 19 века может быть признана выданная в 1752 году профессору М.В. Ломоносову привилегия на производство разнообразных стекол, и других галантерейных вещей. «Дабы Ломоносов как первый в России тех вещей сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог бы впредь от нынешнего времени 30 лет никому другому в заведении тех фабрик дозволения не давать». В выданной М.В. Ломоносову привилегии обозначались сразу несколько основных принципов патентного права. Во-первых, - монополия производителя, во-вторых, - право на использование патента и получение соответствующего вознаграждения, и в третьих, - срочность патента2.
Складывавшиеся еще в XVII - XVIII вв. институты авторского и патентного права (вспомним английские законы "Статут о монополиях" (1624 г.), "Статут королевы Анны" (1710 г.) (см. Статут королевы Анны 1710 русский текст) и французский Патентный закон (1791 г.), положившие начало патентно-правовым и авторско-правовым законам) в XIX - XX вв., наряду с обобщенным наименованием "исключительные права", нередко стали называться "литературной", "научной", "художественной", "промышленной" либо "интеллектуальной собственностью". Иногда, правда, употребляются и другие понятия, такие как "охрана промышленных прав", "право нематериальных благ" или "право на духовное благо"3. Как подчеркивает А.П. Сергеев: «принято считать, что происхождение понятия «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII века. Во вводной части патентного закона Франции 1791 года говорится, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»4. Конституция США 1787 г, была враждебна всем и всяческим монополиям и привилегиям, однако давала Конгрессу право "поощрять развитие наук и полезных искусств посредством выдачи на ограниченные периоды времени авторам и изобретателям исключительных прав на их сочинения и открытия". По сей день эта норма является основополагающей, постоянно цитируется во время слушания патентных и копирайтных тяжб. На основании этой конституционной нормы в 1790 году принял закон об авторском праве, а в 1792 - закон о патентах.
Обязательно следует упомянуть, что немаловажным толчком в развитии права интеллектуальной собственности и авторского права в частности, стал бурный рост книгопечатания. Совершенно очевидно, что законодатель не мог не отреагировать на новое явление, нуждающееся в правовой регламентации. Как верно отмечает С.А. Бабкин: «право интеллектуальной собственности есть ни что иное, как первая (и главная) предпосылка для общественного признания труда, вложенного в нематериальный результат, и придания, в каком-то смысле экономически искусственного, этому результату стоимости5.
В конце XX века особенно остро встал вопрос о возмездности отношений по использованию интеллектуальной собственности. По настоящее время существуют две диаметрально противоположные правовые концепции по этому вопросу. Первая сводится к тому, что право на интеллектуальную собственность сводится к обычному праву собственности и соответственно обеспечивается аналогичной правовой защитой, вплоть до уголовной ответственности за ее нарушение. Так в США неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности приравнивается к краже чужого имущества. Вторая концепция сводиться к тому, что интеллектуальная собственность является особенным видом собственности принадлежащей всему обществу «public domain». Это очень упрощенное содержание обоих позиций отражающая их основополагающие идеи.
Теперь обратимся к самому понятию - интеллектуальная собственность. Под интеллектуальной собственностью, следует понимать – объекты, являющиеся результатами творения человеческого разума, человеческого интеллекта, творческой и интеллектуальной деятельности, представляющие совокупность (комплекс) прав, обладающих полезностью5. В уставе Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС) говорится, "интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле". Легальное определение интеллектуальной собственности, содержится в части 4 Гражданского кодекса РФ. В ст. 1225 ГК РФ говориться, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения. Кроме указанных выше объектов, российская судебная практика фактически приравняла доменные имена к самостоятельным средствам индивидуализации и отнесла их к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Можно выделить следующие признаки интеллектуальной собственности:
1. Результат интеллектуальной деятельности.
2. Деятельность в сфере: искусства, науки иных видов творчества.
3. Наличие специфических и неотчуждаемых прав (например, право авторства.)
4. Имеет идеальную природу.
5. Не подлежит амортизации, может устареть только морально.
6. Возникает либо с момента регистрации либо одновременно с появлением результата интеллектуальной деятельности.