Социология: объект и предметное поле, метод социологии
Термин «социология» состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) – общество и греческого logos – наука, знания – «наука об обществе». Термин впервые предложен в XIX в. французским ученым О. Контом (1798–1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания.
Общество – основной объект социологического исследования. Однако его изучают и другие науки, каждая из которых выбирает в этом объекте свой материал, аспект или предмет изучения. Так, в сфере образования экономиста, прежде всего, заинтересуют финансирование, материально-техническая база и расходы на него; юриста – права и обязанности субъектов образования; психолога – мотивы образовательной деятельности; политолога – государственная образовательная политика. Социолог примет все это во внимание и поставит вопрос по-своему: какова роль образования в современном обществе, его ценность на уровне государства, общества и личности.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие сквозь призму социальных основ жизнедеятельности людей, т. е. социального (социальности).
Социальность понимается как совокупность социальных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидов или групп индивидов в конкретных условиях пространства и времени. Она присуща различным видам человеческой деятельности, возникает в непосредственном и опосредованном взаимодействии людей как членов относительно устойчивых социальных групп, предопределяется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.
Взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющее значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Социальное взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Оно отражает связи между индивидами и группами индивидов, которые опосредованы целями, преследуемыми каждой из взаимодействующих сторон. Социальное взаимодействие можно рассматривать как систему социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения [12, с. 128–129].
Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах, называются социальными отношениями [12, с. 130]. В зависимости от своеобразия субъектов этих отношений они подразделяются на: 1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); 3) социально-территориальные (городское и сельское население); 4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); 5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); 6) межличностные и другие [8, с. 18]. Своеобразие социальных отношений состоит в том, что они носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, политическим или духовным. Социальные отношения по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя, так или иначе, и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание.
Для социологии характерен особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды, что позволяет обнаружить проблему, порожденную социальным взаимодействием, социальными отношениями, сформулировать ее, найти пути и средства ее разрешения и предложить их обществу.
Исходя из понятия «социальное», объект социологии понимается как развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов, объединенных в определенные социальные общности (семейные, профессиональные, территориальные и другие).
Сложность объекта социологии предопределяет постоянные изменения представлений о предмете социологии. Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность социальных связей и отношений. Предмет современной социологии может быть определен как исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях, в определенных условиях их существования, в процессах их изменения и развития в обществе. Задачей социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах.
Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, которая позволяет понять общество как единую целостную систему, общность индивидов и совокупность взаимосвязей между ними; б) акцентирует внимание на социальных или асоциальных действиях личностей; в) анализирует и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей.
Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как и каким образом социология подходит к изучению общества.
Метод науки – это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. Каждая наука обладает своим методом, но этот метод, в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию знания, правила выведения умозаключения и т. д.) и, специальные, присущие этой науке принципы организации научной деятельности [11, с. 15].
Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определенной совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия применяется метод типологизации.
Чаще всего в социологических исследованиях используются системный и комплексный подходы, которые позволяют изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их структурной целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т. д. [6, с. 34–35].
В социологии разработаны и широко используются специальные социологические методы, которые можно разделить на две группы.
Первая группа – методы, применяемые в общей социологической теории. Изучение общества как целостной социальной системы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопределяет широкое использование в социологии метода структурно-функционального анализа, который требует изучать общество с позиций его структуры, функционирования и развития. Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем. Корреляционно-каузальный метод применяется для анализа социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений. Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы. Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [6, с. 35–37].
Вторая группа – методы, используемые в прикладных социологических исследованиях. Одна из характеристик метода социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ее исследование. В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
2. Общество как системное образование
Как отмечает в своих работах П. Штомпка: «Общество – необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований» [16, с. 8].
Общество – базовая категория социологии, но «несмотря на то, что термин общество постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным» [2, с. 59]. Задача социологии – обеспечить целостное изучение общества как системы, его структурных элементов, их функции и динамики развития. Для изучения больших и сложно организованных объектов в середине XX в. в науке стал активно разрабатываться системный анализ. Его методологическая специфика определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Важнейшими характеристиками любой системы являются: множественность элементов и уровней, структурность, организация (упорядоченность), иерархичность строения, целостность. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами (например, куча камней, мешок зерна).
Социальная система – система социального взаимодействия людей, образующего групповые формы жизни – упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, социальные группы и общности, организации и институты, объединенные кооперативными социальными связями и отношениями.
Среди всех известных современной науке сложных систем общество (социум) представляет собой сложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся открытую социальную (социетальную) систему, способом существования которой является деятельность людей, которая определяется правовыми и социокультурными нормами и ценностями. Оно обладает особыми системными качествами:
Целостность – система имеет определенную структуру; функции элементов системы определяются свойствами ее структуры. Общество представляет собой целостность, которая функционирует и развивается по собственным законам.
Интегральность – система характеризуется появлением новых свойств, качеств, присущих системе как целому, при этом они не сводимы к свойствам отдельных ее частей. Общество – это система вне- и надиндивидуальных форм, связей, отношений, которые создаются в процессе совместной деятельности людей.
Взаимозависимость системы и внешней среды. Следуя методологии Т. Парсонса, в качестве окружающей среды для общества выступают: человек как поведенческий организм и система личности; природа, а также вся совокупность реальных материальных объектов, созданных руками человека; социальные системы, не контролируемые данным обществом (другие общества, международные организации и объединения); ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные и вырабатываемые в ходе взаимодействия разных народов, имеющих общую историческую судьбу (цивилизации) [14].
В социологии существует многоаспектное понимание общества.
В широком смысле под обществом («обществом вообще», «социетальной системой)» понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой совокупность всех исторически обусловленных и развивающихся способов и форм взаимодействия, объединения и организации людей, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Оно представляет собой относительно устойчивую систему связей между людьми, формирующуюся на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей людей.
В узком смысле под обществом понимается:
- определенный исторический тип общества или определенный этап развития человеческой истории (племя, нация, традиционное, буржуазное общество);
- отдельное конкретное общество, т. е. общества реально существующих стран и народов (белорусское, российское, французское);
- относительно устойчивый элемент устойчивой целостности (город, регион ...) [7, с. 142–143].
Можно отметить, что при существующем многообразии методологических подходов к пониманию общества, демонстрируемых представителями различных социологических школ, существует некоторое единство взглядов на общество.
Во-первых, общество рассматривается как устойчивые взаимосвязи и взаимодействия, определяемые как структуры. Объединение социальных связей происходит на определенной территории, поэтому многие исследователи связывают общество с конкретным территориально-государственным образованием.
Во-вторых, общество включает все многообразие социальных связей, сложившихся в рамках определенного пространства. Оно обладает универсальностью, обеспечивающей людям такие формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей.
В-третьих, общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и воспроизводство системы социальных отношений.
В-четвертых, общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований, обеспечивая свое воспроизводство.
Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающих удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся [15, с. 84].
Изучение основных признаков общества позволяет ответить на вопрос о том, какое объединение людей можно считать обществом. Е.М. Бабосов выделяет следующие отличительные признаки общества:
- социальность – выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий;
- способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;
- территория, на которой осуществляются социальные взаимодействия;
- существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени;
- высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития, уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей;
- наличие специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества;
- любые изменения и события, происходящие в обществе, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать отдельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общность), социальные институты;
- наличие социальной структуры. Общество обладает сложной структурой. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к гой или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т. п., которые в своей совокупности и составляют его социальную структуру [2, с. 160–164].
Еще одно определение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:
• объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;
• не является частью какой-либо крупной социальной системы;
• имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;
• есть собственное название и своя история;
• браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;
• пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т. е. рождения детей внутри объединения;
• есть общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, законов, нравов), которую называют культурой;
• обладает собственной системой управления;
• способно к интеграции, т. е. включению нового поколения в сложившуюся систему отношений, подчинению общепринятым нормам [1, с. 341–342].
Любое общество имеет определенное географическое пространство (территорию), обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком. В данном контексте общество предстает как структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей.