Качественная парадигма в социологическом исследовании: история становления теоретических подходов.

Под термином "качественное исследование" мы подразумеваем любой вид исследования, в котором получение результатов достигается не путем определения количества и обработки данных средствами статистики. Оно предполагает специфичную исследовательскую стратегию со своей логикой и последовательностью действий на всех этапах от формулировки исходных посылок до анализа и интерпретации данных. Качественное исследование может относиться к изучению как истории жизни и поведения индивида, так и деятельности организаций или замкнутого сообщества. Качественный подход как альтернатива позитивизму предлагает другой тип социологии, по иному раскрывающий природу изучаемого ею социального мира. В области теории речь идет о необходимости выработки понятий и построения теоретических схем, сохраняющих взаимно однозначное соответствие с обыденными представлениями действующих индивидов в социальном мире. В области методологии ставятся задачи выработки методов, делающих возможными обнаружение и фиксацию тончайших оттенков субъективных (точнее, интерсубъективных) значений, лежащих в основе человеческой деятельности.

Структурный фукционализм рассматривает основную для социологии дилемму «общество-человек» с позиции общества, где социальные структуры и институты довлеют над индивидом, что в конечном счете и обеспечивает социальный порядок.

На другом конце этого континиума находятся теории социального действия, которые рассматривают дилемму «общество-человек» с позиции индивидов, понимая последних как творческих, автономных и деятельных субъектов - агентов социального действия. Люди не являются продуктами или более того “жертвами” социального мира, но скорее думающими, чувствующими, действующими субъектами. Они творчески участвуют в создании мира вокруг себя, придают свой смысл и значение как собственному поведению, так и поведению других. Однако, сознательный агент сам по себе недоступен научному наблюдению: все, что мы знаем о нем объективно - это то, что он центр практик и действий, поэтому изучение активных субъектов социального действия возможно только на основе информации относительно их опытов и действий.

Это основные аргументы теорий социального действия, которые были заложены в ходе интеллектуальных дебатов в немецкой социологии конца Х1Х века. В этих дискуссиях важная роль принадлежит классикам социологии Максу Веберу[122] и Георгу Зиммелю [109 ], которые заложили основы этого подхода. Действия социальных агентов они рассматривали как мотивированные, имеющие смысл и ориентированные на других. Такие действия подлежат анализу посредством проникновения в те смыслы и значения, которые им придают сами люди, то есть путем понимания и интерпретации их социальных действий.

Вебер определял социологию как «науку, которая ориентирована на интерпретативное понимание социальных действий и причинное объяснение предпосылок и последствий» [123, c.4]. А эти причины могут быть обнаружены в субъективном значении события для его участников. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы понять эти значения. Понять - значит выяснить субъективные значения событий, которые заданы широким культурным контекстом (конкретно - практической моралью),считает Вебер. В дальнейшем, в работах таких исследователей как Дж.Мид, А.Шюц, этот принцип понимающей социологии становится методологической базой исследования не только типических социокультурных ситуаций, но и индивидуального социального поведения.

Зиммель подходил к анализу деятельности более психологически и исходя из этого расширил и конкретизировал круг действий, подлежащих социологическому анализу. Согласно Зиммелю, внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий(интеракций). Он в отличие от Вебера считал, что глобальные социальные теории в социологии невозможны. Возможно, с одной стороны, понимание индивидуального, опыта реальной жизни, с другой — видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества «фрагментов».

Итак, классические теории социального действия начала века, первично обрисовали круг интересов субъективной или понимающей социологии и методы познания в этой области. Она концентрирует свое внимание на интеракциях как формах непосредственного взаимодействия социальных акторов и их микроанализе путем интерпретативного понимания субъективных смыслов и значений, вкладываемых в такое взаимодействие.

Более подробно и обстоятельно отдельные аспекты и направления субъективной социологии были разработаны в последующих теоретических разработках символического интеракционизма (Мид, Хабермас, Блюмер), феноменологии (Щюц), этнометодологии (Гарфинкель – смыслы, исследуют повседневные практики). Представители этих направлений использовали работы классиков, но развили их и детализировали. Каждое из направлений имеет свою специфику в подходе к анализу социального взаимодействия применительно к индивиду.

Все описанные выше теоретические подходы выносят социальные структуры (организации, системы) за рамки своего рассмотрения и концентрируются на другом полюсе социального взаимодействия на индивиде - единственной реальности для теоретиков в области социального действия.

В советской социологии очень долго навязывались монистические принципы. Поэтому и успех, и развитие количественного подхода в социологии, и неприятие ею качественной парадигмы развертывались как звенья одной цепи. С середины 1990-х годов в России была развернута целая дискуссия по поводу преимуществ качественного подхода, переходящая в настоящие сражения. Его сравнивали с журналистикой, литературой, но не признавали в нем научности. Только к концу 1990-х годов качественная методология начинает завоевывать признание и в России.

Наши рекомендации