Социология как наука: предмет, структура и функции

Социология как наука: предмет, структура и функции

Социология – наука, изучающая общество, его интересы и потребности тех соц.групп, которые его составляют.
Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования.объектом социологии является общество, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества.
структуре социологии:

-высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)

-средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)

-низший уровень — эмпирическая, прикладная социология

(микросоциология, конкретные социологические исследования).


Функции социологии
- теоретико-познавательная (накопление знаний об обществе, их анализ, синтез и обобщение);
- практически-прикладная (совершенствование отдельных процессов в обществе, его управленческих отношений);
- прогнозирующая (предсказательная, предупреждающая о возможных последствиях тех или иных руководящих действий и решений).

2. Социология в системе научного знания. Социология и философия, социология и социальная психология. Социальные и гуманитарные науки.


Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин.

1.социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему;

2. социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук;

3. социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками

Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия.философия изучает такие понятия, как «материя» и «сознание», то социология – социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии – получение достоверных данных о жизни общества.

Философия формулирует основополагающие принципы понимания общества, социология уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним. При проведении подобных исследований изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

Гуманитарные науки—По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с соц. науками. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет об отношениях субъект-субъектных (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога и общения с другим)

Вклад К. Маркса в становление социологии. Материалистическое понимание истории (К. Маркс «К критике политической экономии.Предисловие»).

Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения

Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".

К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации.

Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

(1867)

В предисловии к «К к. п. э.» Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил. «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

6. Основные понятия и принципы социологии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) французский социолог. Разделял частично точку зрения позитивизма Конта, но был против биологизации социологии.

Его основной труд «Метод социологии».

В отличие от марксистской его теория являлась субъективно составляющей.

По его мнению структура социологии состояла:

-социальная морфология (строение)

-социальная физиология (жизнедеятельность)

-общая социология (законы)

В труде Э.Дюркгейма «правила соц. метода» содержится база имперических исследований.

В труде «Самоубийство. Соль.этюд» выделил 3 вида самоубийств:

-альтруистическое (самоубийство старых и слабых в простых обществах)

-эгоистическое (самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма)

-аномическое( в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни)

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

-онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия):

-методологический (вытекает из онтологического)

Аномия– понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом, и обозначающее ситуацию, при которой социальные нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к отрицанию наиболее значимых ценностей доминирующей культуры и социальным отклонениям (девиациям).

Сорокин как социолог

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, надо назвать Питирима Сорокина (1889-1968). Именно это мыслитель, родившийся в России, прославил социолгию. Благодаря ему Россию можно причислить к разряду социологических держав мира.

После эмиграции из России в 1922 он занял видное положение в западной социологии. Обосновавшись в США, Сорокин сделал там успешную карьеру. Он стал преподавателем социологии, президентом Американской социологоческой ассоциации, профессором Гарвардского университета. Ему принадлежат десятки работ, посвященных разным проблемам.

Главная особенность творчества Сорокина - глобализм. Его книга "Социальная и культурная динамика" - труд, превзошедший по объему "Капитал" Маркса. Другая его книга "Социальная мобильность" признана мировой классикой.

Сорокин является создателем современной теории стратификации. Эта теория изложена в его книге "Человек, цивилизация, общество".

Сорокин рассматривал стратификацию как способ измерения статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества.

Русская идея в социологии

Интерес к учению О. Конта стал особенно заметен после реформ 1860-х гг.

Никола́йЯ́ковлевичДаниле́вскийс - русский социолог, культуролог, публицист.

Основной труд Данилевского, «Россия и Европа»

Он выделил основные представления в «историко-культурные типы» или цивилизации.

3 типа истрических действующих лиц(агентов)

1.позитивные (создатели цивилизации)

2.негативные(упадок цивилизации)

3.люди и народы у которых отсутствует творческое начало(пассивная цивилизация)

Проводя анализ Данилевский приходит к выводу что каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии

Рождение-молодость-дряхлость-смерть.

Также, что каждый народ переходит от племенного состояния к гражданскому проходит через различные формы зависимости- рабство-данничество-феодализм-… что является вполне естественным процессом.

Леонтьев Константин Николаевич — русский писатель, литературный критик и социолог. Следуя Н. Я. Данилевскому, выделяет три стадии развития социального организма:

первичной простоты (когда элементы целого только намечены),

цветущей сложности и единства (когда они предельно индивидуализируются и включаются в строгую иерархию) вторичного смесительного упрощения (когда они теряют своеобразие и целое распадается). (Россия не пережила еще этапа «цветущей сложности»). По мнению Леонтьева, буржуазное мещанство, демократизм и социализм (которые Леонтьев отождествлял) ведут к формированию безрелигиозного человека, к гибели прекрасной индивидуальности и творчества; поэтому революционно-демократические и гуманистические идеи и движения он отвергает как с религиозной, так и с эстетической точки зрения. Взгляды Леонтьева используются современными буржуазными философами в борьбе с социалистической идеологией.

15.Понятие «общество». Общество как система. Социологические теории
общества (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман).

В социологическом смысле - это мировое сообщество, или мировая система. Под мировым обществом понимается социальная система, объединяющая все население Земли.

Общество - сообщество или союз, ассоциация. (Общество любителей чтения).

Система - определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство.

Социальная система - целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Общество складывается из множества индивидов, их связей и отношений.

ТолкоттПарсонс. Предметом социологии он считает систему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 11 вопр.

Мертон. Развил понятие Дюркгейма «аномизм». Аномия рассматривается им как состояние безнормности.

Он выделил 5 идеально-типичных реакций на аномию:

Конформизм(принятие целей и средств)

Иновация (принятие Ц отказ от С)

Ритуализм (принятие С отказ от Ц)

ретризм (уход от действительности)

мятеж(тказ от Ц и С)

НикласЛуман — немецкий социолог. Н. Луман выделяет три этапа в развитии системно-теоретического подхода: Сейчас начнется бред)) Крепитесь..

-господство парадигмы «часть — целое» (благодаря соединению частей, возникают новые свойства)

-ГП «система — окружающая среда (взаимодействие системы с окружающей средой)

-развитие парадигмы аутопойэтической системы (перенос общесистемных совойств живых организмов в область соц наук)

16.Типология Обществ. Традиционное и современное общество. Работа Тенниса Ф. "Община и общество". Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Существует деление обществ на: - простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена); -сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Современные общества 2 вида: -Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами.(промышленность) -Постиндустриальное-ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств.(НТР) Ф. Теннис использует термины Общность может строиться по следующим основаниям: 1) на географической близости (село, коммуна, приход, нация), 2) на психологической близости, 3) на кровнородственной близости (семья), 4) на духовной близости (круг друзей и единомышленников). Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. Социолог Теннис Ф. делил общества на: 1) допромышленные (сельская община); 2) промышленно-городские. У Тенниса основу системы составляет анализ 2х ключевых понятий: общности и общества. Общность-применяется к крестианскойдеревнской семье.

Общество-к индустриальному, городскому типу

Информационное общество

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно --- - высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

1.увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2.возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3.нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4.создание глобального информационного пространства,

5.развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

-Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

-Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

-Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

-Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

19.Глобализация Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (сплочение) и унификации(привидение к единому). Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Глобализация экономики —связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Особенности глобализации: - мировое разделение труда -миграция в маштабах всей планиты капиталов и ресурсов -единое информационное пространство -превращение работодателей в карпорации -рост населения -влияние мировой политики на жизнь общества -стандартизация законодательства, эконом и технолог процессов

-сближение разных культур

20.Социальный статус и социальная роль.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социологи различают:

-прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

-приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

-предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная роль-- модель поведения, ориентированная на определённый статус.

Парсонс предложил следующие четыре характеристики любой роли:

-По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

-По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

-По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

-По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Типы социальных институтов.

институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.

регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

культурные институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы); в) частные моральные обязанности (дружба).

Общие функции:

-Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

-Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

-Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

-Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА - Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество.

Деятельность,

Общение,

Самосознание.

общей характеристикой этих 3-х сфер является процесс расширения,умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Социализация личности.

социализация личности-это процесс вхождения каждого индивида в социальную структур

у,в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы,проявляется уникальность каждой группы,индивид усваивает образцы поведения,ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Образование как социальный институт.

Социальный институт образования – это одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.

В социологии принято различать Формальное образование (специальные учреждения (школы, вузы), осуществляющие процесс обучения)

Неформальное образование (несистематизированное обучение человека в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации)

Проблемы социального института образованияпереход от демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, к элитарной модели.

отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.

1.Функции образованияУмственное, нравственное и физическое развитие человека

2.Функция социализации

3.Функция активизации социальных перемещений

4. Социальная селекция

5.Формирование профессионально-квалификационного состава населения

Основные виды образованиясистема дошкольного воспитания,

• общеобразовательная школа,

• профессионально-техническое образование,

• среднее специальное образование,

• высшее образование,

• послевузовское образование,

• система повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

42.Институт образования в современном обществе. Реформа казахстанского высшего образования на основе принципов Болонского процесса.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование.

Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство.

Современное состояние системы образования свидетельствует о неполном охвате организованными программами дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от одного года до пяти лет.

Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старшеклассников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение Казахстана к Болонскому процессу, будет осуществлен полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат – магистратура-докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию.

Будут созданы условия для осуществления международной аккредитации вузов и образовательных программ, обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей.

Будет реализована новая модель подготовки научных и научно-педагогических кадров, основанная на реальной интеграции образования и науки через обновляемые программы магистратуры и докторантуры (PhD), оптимально сочетающие в себе образовательную и научную компоненты.

Функции религии.

Косновным функция религии относятся:

Интегративная функция – позволяет сплачивать людей в единое общество стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок.

Регулятивная функция – заключается в том, что она укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный ( церковные организации), так и неформальные( через самих верующих).

Психотерапевтическая функция – религиозные действия богослужения , обряды, ритуалы оказывают успокоительное утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность , предохраняют от стрессов и самоубийств.

Коммуникативная функция – общение для верующих развертывается в двух планах: во-первых, связь с богом, небожителями; во-вторых, общение друг с другом. В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувству радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания. Надежды на позитивное решение проблем и т.д., который создает положительную установку, формулирует мотивацию к дальнейшему религиозному общения и посещению церкви.

Культуротранслирующая функция – позволяет сохранять и передавать культрные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты.

52.Понятие культуры. Основные элементы и функции культуры.

Культура происходит от латинского слова «cultura» - и означает возделование земли, воспитание, образование. Одним из первых исследователей, который употребил слово культура в широком смысле, был СамуэльПуфендорф(17в). По его мнению культура представляла собой совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря человеку.

Культура – система коллективно раздеяемых ценностей , убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Функции социологии культуры:

1.Коммуникативная – связана накоплением и трансляцией социального опыта. Также связана с с передачей сообщений в ходе совместной деятельности.

2.Регулятивная – связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

3.Интегрирующая – связана с созданием системы значений, ценностей, норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

4.Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей.

5.Социализация. Является важнейшим элементом социализации личности.

Основные элементы культуры.

1. Ценности.Сюда входят верования – убеждения – знания.

2. Нормы.К ним относятся: Привычки – обычаи(манеры, этикет) – традиции –нравственные нормы – институциональные нормы – законы.

3. Символы.Жесты – язык – письменность.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основнымфункциямкультурыотносятся:

§ социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

§ организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

§ обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

§ регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Социализация. Является важнейшим элементом социализации личности.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей, социальных институтов.

54.Виды культуры: элитарная, народная и массовая. В современном обществе выделяют такие виды культуры, как элитарная, народная, массовая. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Элитарная культура –включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Народная культура.Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включается мифы ,легенды , сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества. Массовая культура( феномен общества 20 века.) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном впомощью электронных носителей.     55. Понятие субкультуры и контркультуры. Субкультура-это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу.

Контркультура-обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

56.Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни. В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный. В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем. Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: Экспрессивная функция–она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Консультативная функцияобщественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения)

57. Закономерности и механизмы массовой коммуникации. Социокультурная роль массовой коммуникации.

Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

-наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

-социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

-массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Производная от социальных действий — социальная зависимость. Это социальное отношение, при котором некая социальная система не может совершить необходимые для неё социальные действия, если другая социальная система не совершит своих действий.

Массовые коммуникации обеспечивают социальный контроль масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение общества.

Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, что связана с влиянием культуры. Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, семью — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры.

Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

58.Классические методики и техники в исследовании СМИ: контент-анализ и дискурс-анализ. Контент-анализ- специальный, достаточно строгий метод кач<

Наши рекомендации