Материалов социологического исследования.
Итоги анализа полученной информации отражаются или в краткой аналитической записке, или в полном отчёте о проведённом социологическом исследовании. Отчет, как правило, содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в ней теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, научные выводы и рекомендации. Это самостоятельный вид научной работы, исходный документ для подготовки директивных решений, а также научных трудов – монографий, диссертаций и т.п.
Характер отчёта во многом отражает тип исследования – сугубо научный или прикладной. При подготовке отчёта по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной проработке, формулировании целей и задач исследования, рабочих гипотез. Наряду с этим даётся оценка степени разработанности проблемы, существующие подходы к её изучению и решению. В разделе, посвящённом анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, результаты проверки гипотез, формулируются выводы и на их основе рекомендации.
Подобная форма отчёта может быть использована и при «заказных» исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на информации, интересующей заказчика, практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод проблемной социальной ситуации на язык прикладного социологического исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений и социальных технологий. Наряду с полным отчётом обычно готовится и сокращённый вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.
Различают два основных вида отчёта: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчёт, как правило, отражает либо незавершённость исследования в полном объёме, либо предварительный, первичный анализ его результатов.
Итоговый отчёт о результатах исследования полно, всесторонне и глубоко раскрывает поиски, находки и пробелы на всех его этапах, вскрывает проблемы, оставшиеся нерешёнными. Структура отчёта по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идёт путём индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчёте обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально даётся ответ на главную гипотезу.
Как правило, первый раздел отчёта содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, общую характеристику параметров исследования – раскрываются основные методологические и методические положения исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.д.). Во втором разделе даётся характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Разделы (или главы) отчёта при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф обычно завершается выводами. Заключение отчёта содержит общие выводы по результатам исследования и практические рекомендации, адресованные различным управленческим структурам, организациям и заинтересованным лицам. Рекомендации и перечень основных предложений, вытекающие из анализа отчётных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в контексте отчёта, подтверждаться статистическими и др. данными. Отчёт может быть изложен на нескольких десятках или на даже сотнях страниц. Это зависит от объёма материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчёту содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчёт. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования. Материал по этой проблеме изложен в учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 382-383), "Рабочей книге социолога" (М.: Едиториал, 2003), а также в книге С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова "Основы современной социологии" (М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 161-165).
Вопросы для самоконтроля
1. С чего начинается анализ эмпирических данных?
2. В чём состоит сущность обработки первичной информации?
3. Какие способы кодирования применяются и что служит критериями выбора того или иного способа кодировки?
4. Чем отличаются друг от друга шкала номинальная, порядковая и интервальная?
5. Назовите виды группировок первичной информации.
6. Что представляет собой измерение в социологии?
7. Каков характер трудностей в переводе качественных признаков в их количественное выражение?
8. Какими графическими способами можно представлять социологическую информацию?
9. В чём сущность корреляционного анализа?
10. Чем отличаются факторный и латентный виды анализа?
11. В чём специфика качественных видов анализа социологической информации?
12. Какова структура отчёта по итогам социологического исследования?
13. Каковы особенности составления отчёта по научному и прикладному исследованиям?
Темы рефератов
1. Обоснование научного метода в прикладной социологии.
2. Математические методы в арсенале социолога.
3. Корреляционный и факторный анализ в социологическом исследовании, их назначение и специфика.
4. Применение ЭВМ при обработке социологической информации.
5. Качество социологической информации.
6. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях.
7. Графическая интерпретация результатов исследования.
Раздел третий
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Глава 9
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ
1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Молодёжная проблематика в социологических исследованиях различных сфер общественной жизни.
3. Молодёжь и современное общество.
4. Студенческая молодежь как фактор научно-технического и социального прогресса российского общества.
Перспективы научно-технического и социально-экономического развития российского общества тесно связаны с проблемой преемственности поколений и зависят от количественно-качественных характеристик современной молодежи, которая призвана принять от старших эстафету трудовой, общественной и творческой деятельности. Актуальность проблемы в настоящее время заключается еще и в том, что численность новых поколений непрерывно уменьшается. Молодежь от 15 до 25 лет насчитывала к концу прошлого десятилетия 22 507 366 человек, что составляло всего 15 % населения, в то время как людей старше 60-ти лет было 18 %. Рождаемость в России, начиная с конца 80-х годов ХХ века, резко сокращается, а в 1999 году она стала в два раза меньше смертности. Так, в Белгородской области по данным статистики число родившихся в 1999 году составило 11 407 человек, а умерших – 22 568.