Социологического исследования
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны.
Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Затем подсчитываются неправильные ответы. Допущенные к обработке документы нумеруются в целях контроля за их происхождением. В дальнейшем массив документов кодируется. Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе осуществляются числовые операции с информацией, введённой в память электронной машины.
Каждому варианту ответа на вопрос, выраженному на естественном языке, присваивается условное обозначение – шифр в соответствии с выбранным кодом. При выборе системы кодирования необходимо руководствоваться рядом принципов:
1. Код выбирается с учётом возможностей тех механических средств переработки информации, на которых будет производиться обработка данных. Продолжительность и общая стоимость обработки в значительной мере зависят от имеющихся технических средств подготовки данных, алгоритмов и программ, предназначенных для обработки информации, закодированной кодом данного типа. Система кодирования первичной информации определяется требованиями принятой программы обработки и выбирается по предварительному согласованию с программистом.
2. Система кодирования выбирается с учётом структуры, размера и общего числа документов, подлежащих формализации. Эффективность системы кодирования в значительной степени зависит от параметров и характеристик документа, подлежащего кодированию.
3. Код или информационный язык, должен быть простым и удобным для кодирования социологической информации. Простота кода и удобство его применения зависят, прежде всего, от его основания.
4. Выбранный код должен обеспечить минимум логических и механических операций на всех этапах подготовки данных, начиная с кодирования и заканчивая вводом информации в ЭВМ.
5. Информационный язык должен выбираться с учётом всех возможных в данном исследовании методов анализа имеющейся информации.
Наиболее употребительными в социологии являются следующие системы кодирования.
1. Порядковая система, или код Вn10 (В – шифр кода; индекс 10 указывает на представление информации в десятичной системе исчисления, n – количество символов в записи одного шифра). По этой системе числовые метки представляют собой номера вариантов ответов всех вопросов документа, присвоенные в порядке следования вопросов в документе.
2. Позиционная система, или код Вn10 с разрывами (В – шифр кода; индекс 10 указывает на представление информации в десятичной системе исчисления, n – количество символов в записи одного шифра). Метка варианта ответа для данного кода состоит из двух частей: первая часть является номером вопроса в документе, вторая номером варианта ответа в этом вопросе.
С наглядными примерами позиционного и порядкового кодирования можно ознакомиться в книге Э.А. Капитонова (Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 476-479).
Сущность обработки первичной информации заключается в её обобщении. Результаты обобщения называются социологической информацией. Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определённой степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям проводится группировка респондентов. Кроме того, определённую шкалу измерений представляют собой объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.
Измерение производится с помощью различных шкал, которым соответствуют различные правила математического анализа данных. В социологическом исследовании применяются, как правило, шкалы трёх основных типов: номинальная, ранговая (порядковая) и интервальная.
Простейшая шкала – номинальная. Чаще всего она фиксирует дихотомичный ответ: «да» или «нет». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определённое состояние, отражающее ранжированное распределение. Но цифровые величины пока отсутствуют. Интервальная шкала обладает этими цифровыми величинами – интервалами. Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Ранговой шкале соответствует основное число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе расположены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интервальная шкала более детальна, глубока. В социологическом исследовании с её помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы, учёбы и др. По этой шкале возможно вычисление различных величин.
Статистически упорядоченные ответы выражаются посредством различных таблиц. Таблицы представляют собой в обобщённом виде – в процентном выражении – ответы на каждый из поставленных вопросов.
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учётом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группы предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Социологическая информация может быть сгруппирована по:
- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
- признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);
- количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам).
Работа с номинальными и ранжированными группами ведётся с использованием приёмов математики, а группы, распределённые по качественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрёстной, или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической – всё зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, для того, чтобы установить возрастной состав опрашиваемых будет применяться структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы, например, по признаку «отношение к частной собственности», тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной теме), то группировку следует делать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2, n3…, nx), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, называется рядом распределения.
Более полно вопрос о количественных методах обработки первичной социологической информации изложен в учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 376-380), а так же в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 807-817).