Билет №6. Классический этап в развитии социологии. Эмиль Дюркгейм

Классиком «социологической школы» является фран­цузский ученый Эмиль Дюркгейм(1858—1917).

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной нау­кой, и соответствующего метода исследования. Социоло­гия должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом»,по определению Дюркгейма, яв­ляется всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит го­товыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функциони­рующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Общество для Дюркгейма — это прежде всего совокуп­ность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориен­тирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения».

Каждое общество имеет свою систему, соответствующую его структуре. Обнаружить и продемонстрировать ее — это задача «науки морали». При этом она должна использовать окольные пути, ибо то, какова мораль в определенном об­ществе, лучше всего становится очевидным на примере та­кого поведения, которое отклоняется от нее и потому вы­зывает применение социальных санкций. Представление о том, как Дюркгейм понимал связь между общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его раннее произведение «О разделении общественно­го труда» (1893).

В качестве связующего звена между обществом и ценно­стными представлениями Дюркгейм вводит понятие «соли­дарность» — как взаимодействие индивидуальных созна­ний. Это взаимодействие создает системы общих ценностей и чувств — «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам. Его содержание и коллективные представления воспринимаются индивидом как обстоя­тельство, которое оказывает на него давление извне. В этом смысле они являются «социальными фактами» и обладают своего рода реальностью. Социальные факты настолько же реальны, как и действия отдельных индивидов. Дюркгейм выделял солидарности — «механическую» и «органичес­кую». При этом во второй фазе разделение труда призвано сыграть роль механизма общественных связей, а решающее значение в деле социальной интеграции приобретали кол­лективные представления (идеалы и верования).

В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он объявил овеществление социальных фактов основным тре­бованием объективного научного рассмотрения. Соци­альные факты следует рассматривать как вещи, которые, подобно вещам в природе, могут быть поняты объективно и эмпирически. Коллективное социальное поведение ста­новится социальным фактом тогда, когда оно приобретает обязательный характер, т. е. когда его нарушение влечет за собой негативные санкции. Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление нормального через вы­явление девиантного поведения, влекущего за собой санк­ции. Лишь девиантное указывает на то, что всеми считает­ся нормальным.

С помощью сравнительного метода Дюркгейм пытался проанализировать отражение определенных социальных фактов на всех социальных типах, которые находятся на одинаковой стадии развития. Согласно Дюркгейму, социо­логическое объяснение складывается из анализа фактов и функций, причем причинами всегда являются социальные факты, а не-индивидуальные явления. Если бы за исходный пункт принимались индивидуальные явления, то социоло­гии неизбежно угрожала бы опасность стать просто довес­ком к психологии личности. Таким образом, социальные факты являются причинными фактами, нахождение кото­рых позволяет объяснить определенные обстоятельства воз­действием этих причин. Однако в то же время социальные факты всегда функциональны, т. е. полезны для коллекти­ва, для целого, для общества, пока они носят принудительныи характер. Их функциональность относится к целому и потому независима от их вклада в определенные ясные и специфические политические, экономические или религи­озные цели.

То, как он представляет себе подобный социологический анализ, Дюркгейм продемонстрировал в 1897 г. на приме­ре своей работы «Самоубийство». Она стала образцом обо­снования социологии как эмпирической науки.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномиикоторая раскрывает значение социальных и культурные факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.Все, что нарушает стабильность, приводит неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушение общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Наши рекомендации