Классический этап развития социологии. Э.Дюркгейм

Теория социальной солидарности, завершение оформления социологии в систему научных знаний и предмет преподавания.

Настоящее развитие и признание социологии получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Часть, так скажем, фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям середины 19 - начала 20 в. Это немецкие ученые К.Маркс и Макс Вебер, а также Эмиль Дюркгейм.

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства, как известно - на основе изучения классовый структуры, и проанализировал социальные конфликты в обществе. Из всех этапов общественного развития наиболее глубоко был рассмотрен капитализм. Не случайно именно ему посвящен главный труд всей жизни Маркса "Капитал", в котором и был применен особый метод научного познания общества.

Несмотря на то, что К.Маркс не был социологом в строгом и узком смысле этого слова, значение его идей для развития социологии сегодня общепризнанно, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли - это продукты той эпохи, в которой они локализованы. Третья главная идея - это концепция отчуждения труда. При этом в западных учебниках по социологии четко проводится идея: без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма - гигантов социологии. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение.

Основные принципы классического подхода были сформулированы Дюркгеймомв работе "Правила социологического метода" (1895г.):
1. социальные явления подчиняются универсальным законам действительности; никаких специфических социальных законов не существует;
2. как следствие, социология должна строиться по принципу естественных "позитивных" наук;
3.методы социологического исследования должны быть такими же точными, как и методы естественных наук; социальные явления должны быть описаны количественно;

4. важнейшим критерием научности является объективность знания - его соответствие объективной реальности.

Таким образом, социологическое знание не должно содержать умозрительных рассуждений или субъективных впечатлений, должно описывать действительность независимо от отношения к ней конкретного исследователя. Дюркгейм вводит понятие социальный факт- это и есть единственный возможный предмет социологического исследования, а их совокупность и есть общество. Дюркгейм определяет социальный факт как всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее воздействие и обладающий, в то же время, своим собственным, независимым от индивида, существованием. При рождении индивид попадает в уже существующую систему социальной организации с присущими ей нормами, законами, верованиями, языком, денежной системой, которые существуют самостоятельно относительно отдельного индивида. Такая автономность социальных фактов делает их воздействие на индивида принудительным. Социальный факт - это объединенные действия индивидов, и его источник находится в коллективном сознании.

В указанной выше работе Дюркгейм сформулировал основные правила социологического исследования:
1. Социальные факты следует рассматривать как вещи, из чего следует, что:
а) социальные факты внешни по отношению к индивиду;
б) социальные факты строго наблюдаемы и безличны, то есть являются материальными, поэтому могут быть объектами научного исследования;
2. Необходимо отмежеваться от всех "врожденных идей", то есть:
а) социология должна быть освобождена от любых личностных пристрастий и идеологического влияния;
б) социология должна быть освобождена от всех предрассудков относительно социальных фактов.

3. Признается примат (приоритет) целого над составляющими его частями:
а) источник социальных фактов находится не в мышлении и поведении индивидов, а в обществе;
б) общество является автономной системой, подчиненной своим собственным законам, не сводимым к сознанию или действию индивидов.

Большое внимание Дюркгейм уделил процессу разделения труда, происходившего параллельно с развитием общественной структуры (работа "Общественное разделение труда"), который, по его мнению, является в современном обществе основным цементирующим фактором. Ранее в качестве такого фактора выступали традиция, родственные связи, религия, на основе которых формируется механическая солидарность между индивидами, составляющими общество. По мере нарастания процесса разделения труда все более возрастала роль органической солидарности, основанной на осознанной взаимозависимости отдельных специализировавшихся элементов общественной структуры.

Дюркгейм отметил и негативные последствия разделения труда, которые, однако, не были заложены в самой сути этого процесса, а являются результатом ненормальных условий его протекания. Узкая специализация труда, особенно в промышленности, которая наметилась уже в начале развития индустриального производства, по мнению Дюркгейма приводит к превращению человека в придаток машины, к его деградации как личности (в этом пункте Дюркгейм полностью разделяет точку зрения К. Маркса). И такое положение невозможно исправить путем приобщения труженика к искусству, литературе, что не только не приведет к смягчению ситуации, но в еще большей степени обострит ее.

Наши рекомендации