Билет №9. Классический этап в развитии

Социологии. «Понимающая» социология

Макса Вебера

М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основопо­ложник «понимающей» социологии и теории социального дей­ствия,применивший ее принципы к экономической исто­рии, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснова­ние возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотно­шений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Ве­бер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмыслен­но действующего индивида. Согласно Веберу, обществен­ные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действи­ях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляю­щих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он счита­ет «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введе­ния, т. е. ориентации на другое действующего лицо или со­циальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «со­циально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических прин­ципов социологии Вебера.

Социология, ззр Веберу, является «понимающей», по­скольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обрета­ют характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъек­тивно подразумеваемого смысла» и отнесение его к пове­дению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рас­считывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено созна­тельной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно соб­ственную ценность (самоценность) определенного поведе­ния, взятого просто как таковое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональ­ным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обыча­ями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориента­ции человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии яв­ляется идея рациональности,нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капитали­стическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), ра­циональной политической властью (рациональный тип гос­подства и рациональная бюрократия), рациональной рели­гией (протестантизм).

Наши рекомендации