Классический этап в развитии западной социологии XIX- начала XX века.

Э.Дюркгейм (франция).
Разработал новый социальный подход. Сущность, которого в понимании общества как реальности. По мнению Дюркгейма, социология должна иметь дело с социальными явлениями, а не с представлениями о них.
По его мнению, социология должна состоять из ряда «блоков»
Основные подразделения социологии (по Э.Дюркгейму
Социальная морфология Социальная физиология Общая социология
Исследование народонаселения, его объема, плотности, размещения на территории Социология религии, социология морали, юридическая социология, экономическая социология, лингвистическая социология, эстетическая социология Философская сторона науки, осуществляющая теоретический синтез и устанавливающая общие законы

По Э. Дюркгейму, специфичным для социологии объектом исследований является не общество в целом и не общие законы его бытия и развития, а одна из частных, конкретных областей или сторон общественной жизни.
Главной темой творчества ученого являлась проблема социальной солидарности. Он различал: 1. Механическую солидарность, основанную на сходствах и преобладающую в архаичных обществах2. Органическую солидарность, как главный показатель прогресса.
Дюркгейм пришел к выводу, что сущность религии состоит в разделении мира на священные и светские сферы, а не в вере в трансцендентального бога – ведь есть религии и без божества. Религия живет только ритуалами, символами верований и различными способами их обновления.
Согласно его взглядам, выделяются три рода обрядов – негативные (запреты на употребление пищи, аскетизм и т.п.), позитивные (традиции угощения) и искупительные. Все они призваны укрепить человеческую солидарность.
Одним из первых в социологии французский исследователь провел специальное изучение суицида. Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов (их множество и зачастую они неизвестны), а исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений личности и социальной группы.
Он выделял три основных типа самоубийств:
1.Эгоистический - причиной служит крайний индивидуализм, ведущий к разрыву социальных связей – например, развод влияет на частоту суицидов среди женщин и мужчин, а средством защиты от рокового шага выступают семья и дети.
2.Альтруистический - недостаточно развитая индивидуальность ведет к такому же результату, общество побуждает сделать это, например, солдат на войне.
3.Ценностно-нормативный вакуум (Аномия) - характерного для переходных и/или кризисных состояний в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Аномичный суицид обусловлен социальной дезорганизацией, когда люди не могут приспособиться к изменившимся социальным условиям.

М.Вебер
По его мнению, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать, социально объяснить причины и процесс социальных действий. Мотивы социального действия он классифицировал следующим образом.
Социальное действие и его мотивационная основа (по М.Веберу)
Традиционное Аффективное Ценностно-рациональное Целерациональное
Основано на
привычке Обусловлено эмоциональными состояниями индивида (игра чувств) Основано на вере в безусловную (религиозную, эстетическую и т.п.) ценность определенного поведения независимо от того, к чему оно приведет Ориентировано на цель, средства и побочные результаты деятельности

Виды господства (по М.Веберу)
Легальное Традиционное Харизматическое
Базируется на интересе, в его основе лежит целерациональное действие. Люди подчиняются не личности, а закону. Например, бюрократия: чиновники как компетентные функционеры выполняют свои обязанности Основано на вере в священность издревле существующих порядков. Бывает двух видов: 1)патриархальное (слуги лично зависимы от господина); 2)сословная структура управления (слуги относительно «автономно» осуществляют управление) (от греч. «божественный дар») основано на уникальных способностях индивида, дарованных ему Богом, судьбой, природой. Пример – пророки, вожди

В нынешних условиях большое внимание привлекают труды Вебера, посвященные феномену капитализма. Он довольно точно определил главные предпосылки возникновения капиталистического типа хозяйства: 1) присвоение автономными частными субъектами свободной собственности; 2) вольный рынок; 3) рациональная техника производства и обмена; 4) твердо установленное рациональное право; 5) свободный труд; 6) коммерческая организация хозяйства. По его мнению, становлению и развитию капитализма на Западе способствовало то, что многие предприниматели исповедовали протестантскую версию христианства. «Дух капитализма», по Веберу, пронизан чувством ответственности человека перед Богом за свои деяния и рациональным строем мышления, когда труд становится абсолютной самоцелью, призванием. Многогранность теоретического наследия ученого побуждает социологов вновь и вновь обращаться к его работам, неслучайно в современной социологии возникло своеобразное явление – «веберовский ренессанс».

Наши рекомендации