Билет №4. Классический этап в развитии социологии. Социолог-позитивист Герберт Спенсер

Ситуация в науке, когда неудовлетворенность ученых-обществоведов возможностями философии привела к осно­ванию новой социальной науки, имела широкий обще­ственный контекст. Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и на­правлений крупномасштабных социальных перемен, про­исходящих в передовых странах во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (американская и француз­ская буржуазные революции, промышленная революция в Западной Европе). Это был цивилизованный сдвиг к инду­стриальному и гражданскому обществу (плюралистическо­му, организованному, самостоятельному по отношению к государству). Это была эпоха широкого интереса к социаль­ному реформаторству, в котором многие общественные де­ятели стремились опереться на науку, изучающую функцио­нирование и развитие общественного строя. Идеология прав человека, гражданина, республиканское и демократическое государственное устройство, предпринимательство и конку­ренция, рост городов были той социальной средой, в кото­рой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека, его повседневного поведения.

Итак, формирующееся гражданское общество состави­ло социальную основу возникновения социологии, а пози­тивистская школа — теоретическую. Кроме того, вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время увлечения успехами естествознания и расцвета пози-тивистско-натуралистического мировоззрения, под влия­нием которого развивалась тогдашняя социология. Широ­кое распространение получила эволюционная теория, опирающаяся на представление о единстве законов исто­рии природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориен­тации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как при­родной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого

организмического подхода к социальным фактам и рас­сматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Плодотворной была догадка о том, что процесс разви­тия («разрастания») любой единицы или совокупности еди­ниц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выпол­няет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания», внешняя система выполняет фун­кции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды, промежуточная же система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Таким образом, четко просматривается функционализм Спенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию.

По степени интеграции Спенсер различал простые, слож­ные, вдвойне сложные общества, по сравнительному зна­чению он располагал общества как типы развития между двумя полюсами: военные обществаи индустриальные обще­ства.«Военные (воинствующие)» общества регулируются путем жесткого принуждения, а в «индустриальных» обще­ствах контроль и централизация слабее. Спенсер усмат­ривает принципиальный путь развития от военных к инду­стриальным обществам, причем в качестве прототипа индустриально-демократических обществ имеет в виду, бе­зусловно, Англию. Спенсер не исключает и возврата к во­енным формам (социальную деградацию) и даже усматри­вал его в социалистических идеях, которые в его время получали все большее распространение. Спенсер отвергал не только их, но и все формы парламентаризма и вмеша­тельства государства как «тиранию организации» и преиму­щественное право государства перед индивидом.

Спенсер выделял три фазы «большой эволюции»: неор­ганическую, органическую и надорганическую, которые плавно переходурРдруг в друга. Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную кол­лективную деятельность, но своими последствиями превышающую возможности любых индивидуальных действий. Поначалу социальное вырастает из простого сложения ин­дивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в свое вре­мя, позже были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. вновь наметился интерес к его теории, поскольку Спенсер оказался важным предшественником структурно­го функционализмаи системного анализа,занявших перво­степенное место в современной социологии.

Основные произведения Г. Спенсера: «Социология как предмет изучения», «Основные начала», «Основания социо­логии».

Наши рекомендации