Понимающая» социология М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) - выдающийся социолог конца 19 начала 20 века, Вебера интересовали действия и поведение индивидов. Исследователь придерживался мнения, что: 1)Явления природы и социальные явления не могут быть уподоблены друг другу. 2)Общество не природа, а нечто иное по сути;3) Социология призвана изучать общие правила и события;4) Все общественные процессы нельзя объяснить только одной причиной - различиями экономических интересов разных социальных групп;5)Социальные факты (верования, мнения, убеждения) проблематично рассматривать как вещи. Для удобства анализа типичных черт социальных феноменов Макс Вебер ввёл понятие идеальный тип . Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Понятие идеального типа играет роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события. Например, пользуясь понятиями (общества, экономический обмен, ремесло и т п) мы понимаем, что существует не абстрактное общество, не абстрактное ремесло, а конкретное, обладающие набором только ему присущих специфических признаков (люди, труд).
Важное место у Вебера занимает теория социального действия. Соц. действие по Веберу – факт общественной жизни, единственная реалия в эмпирическом смысле, а общество - совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. По Веберу не каждый поступок является соц. действием. Поступок становится действием, только если предполагают субъективную мотивацию человека. Действие же становится социальным по Веберу, только тогда, когда содержит ориентацию на других людей. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. В связи с чем исследователь назвал свой метод «понимающей социологией». Понять соц. действие – значит соотнести его с ценностями и мотивами породившими действие.
Вебер предложил классификацию типов соц. действия. Он выделил 4 основных идеальных типа соц. действия, располагающихся по степени их осмысления индивидом: 1. Целерациональное действие – это действие,в основе которого лежит ожидание определенного поведения внешнего мира и использование этого ожидания в качестве средств для достижения своих целей(достижение субъектом рациональной цели, ученик пишет лекции);2.Ценностнорациональное действие - основано на вере в безусловную ценность определенного поведения(уважение, благотворительность, посещение близких;3.Традиционное - основано на длительной привычке, традиции;4. Аффективное - обусловлено эмоциональном состоянием индивида.( за частую потеря контроля над собой)
Вебер также занимался исследованием феноменов Власти и предложил свою типологию форм господства(60,30,10): Традиционное господство, основанное на вере людей в незыблемость устоев в политической жизни, привычке «так было всегда». Это как заметил Вебер: авторитет вечно вчерашнего. (традиционный тип господства базируется на привычке людей подчиняться власти); Харизматическое господство - основано на неординарном типе правителя, личном даре, наличии особых качеств вождя у какого либо человека (« божий дар» в переводе с греческого харизма). Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы правителя(харизмы). Такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Легальный тип господства основан на праве, вытекает из веры людей в обязательность рационально обоснованных правил (довольно часто наличием деловой компетентности). Легальный тип господства характеризуется наличием бюрократической системы управления. Типология власти по Веберу также сопряжена с его базисным понятием идеального типа, так как очевидно, что редко когда тот или иной тип власти существует в чистом виде. Обычно наблюдается некое пересечение типов одновременно, но каких-то элементов, типов власти больше чем других и таким образом ту или иную власть можно классифицировать.
Всемирную известность Веберу принесла его книга «Протестантская этика и дух капитализма», вышедшая в свет в 1905 году. В этой книге раскрывается роль ценности индивидов в экономическом развитии. Сравнивая распространение той или иной религии и уровень экономического развития в разных странах, Макс Вебер обнаружил, что в наиболее успешных капиталистических странах сильно влияние Протестантизма. Одной из главных особенностей этого религиозного течения было признание практической хозяйственной деятельности благоугодным занятием. Принцип мирской активности сосуществовал с принципом личной аскезы = ( необходимость ограничения потребления и самоконтроля). Таким образом, Вебер в противовес Марксизму показал роль культурных ценностей в самом появлении и развития капитализма.
Резюмируя в целом взгляды Вебера, можно с уверенностью утверждать, что его подход к социологии основывался на представлении об обществе не столько как о продукте соц. солидарности и разделении труда, сколько как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Другими словами, общество по Веберу – структурированная система господства и подчинения.