Вопрос 25 Социальный статус и ролевое поведение

Результатом социализации является приобретение людьми различных статусов, т.е. определённых позиций в обществе. Различают статус социальный и личный.

Социальный статус - положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, образованием, доходом, семейным положением и т.д.(статус студента, пенсионера).

Различают 2 основных вида социальных статусов:

1. Предписанный, полученный независимо от желания, воли и усилий самого индивида (индивид не имеет контроля над ним)

· пол (женщина, мужчина)

· национальность (китаец, русский)

· унаследованный титул (князь, королева, барон)

2. Достигнутый, полученный благодаря воле и усилиям самого индивида (находится под контролем индивида)

  • образование (студент, учащийся, инженер)

· должность (банкир, директор, майор)

  • почётное звание (заслуженный учитель, народный артист)

3. Смешанный - содержит элементы и предписанного и достигнутого. Человек к нему не стремится, но всё-таки получает.

· безработный

· экс-чемпион

· бывший муж

· инвалид

Личный статус - положение индивида в малой группе, определяемое отношением к нему окружающих людей.

  • трудолюбивый работник
  • старательный студент
  • справедливый начальник
  • требовательный преподаватель
  • преданный друг

Уровни социального и личного статуса часто могут не совпадать, так например министр-это высокий социальный статус, однако он может быть плохим и не чистым на руку человеком - это низкий личный статус.

Люди имеют не один, а множество статусов.

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду, называется статусный набор.(Человек может быть и сыном, мужем и мэром)

В наборе статусов можно выделить один – главный.

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Он определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения. (Путин – главный статус президент.)

Существуют статусные права и обязанности.

Статусные права-то, что человек, как носитель статуса, может позволить себе по отношению к другим носителям статусов.

Статусные обязанности - то, что человек, как носитель статуса, обязан делать по отношению к другим носителям статусов.

Социальная роль – те действия (поведение), которые должен совершать индивид в соответствии с тем или иным статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Студенты часто принимают в расчет эти различия, когда выбирают спецкурс какого-то конкретного преподавателя. Один преподаватель может иметь репутацию человека, который опаздывает на занятия, читает лекции в раскованной и неформальной манере и дает трудные задания, а другой может быть крупным специалистом в своей области, строго следит за посещаемостью и дает экзаменационные работы на дом. Какой бы выбор вы ни сделали, вы будете по-прежнему иметь статус студента и играть соответствующую роль. Однако ваше поведение будет в какой-то степени зависеть от произведенного выбора.

Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.

Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.

Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия. Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру – школу, больницу, семью, армию и т.д.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока. Некоторые студенты рассказывают о ролевых конфликтах, возникающих, когда к ним в университетское общежитие приезжают родители. Студенты чувствуют себя как бы на сцене, выступая перед двумя группами зрителей, и каждая из групп ожидает от них поступков, не вполне совместимых с требованиями другой. Один из способов разрешить ролевой конфликт – распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей. Например, студенты могут попытаться отделить свои отношения в университете от отношений с домашними, чтобы исключить необходимость одновременного общения с родителями и сверстниками.

Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Для примера рассмотрим отношения между врачами и пациентами. Считается, что врачи должны быть мягкими, человечными, жертвенными спасителями больных, и в то же время от них ожидают поведения мелких предпринимателей, торгующих в розницу знаниями, которые они приобрели ценой больших затрат и усилий. Хотя энергичное взимание денег с клиентов вполне соответствует мелкособственническим аспектам этой роли, оно не соответствует роли доброго врачевателя. Руководители часто сталкиваются со схожими трудностями. Они задаются вопросом: “Должен ли я стать этаким славным парнем и быть с подчиненными на “короткой ноге” или же мне лучше соблюдать дистанцию?” Другие хотят быть властными родителями и одновременно внимательными и заботливыми старшими братьями или сестрами. Четко сформулированных или приемлемых ответов на дилеммы, обусловленные этими противоречивыми ожиданиями, существует очень мало.

Наши рекомендации