Деинидивидуализация и ролевое поведение.

Понятие социальной роли.

Понятие «социальная роль» является сложным. Отечественные авторы видят в этом понятии социальную функцию, которая предполагает единство деятельности и соответствующего способа ее исполнения, используемого в данном обществе, что определяется занимаемым индивидом местом в системе общественных отношений. Общий способ исполнения задается обществом, а его конкретное наполнение определяется личностью индивида. Множество авторов при этом указывают на сложность конечного определения роли, а в итоге понимают под ролью те значимые аспекты данного понятия, которые используются в их теоретических концепциях. Линтон аппелирует к соотношению роли и статуса, Гоффман также использует подход Линтона, Сарбин связывает понятие с происхождением слова «роль». М. Дойч и Р. Краусс говорят о том, что целесообразно не искать определение, а выделить значимые аспекты поведения, которые сопутствуют социальной роли.

Множественность социальных ролей и связанных с ними ожиданий.

Они выделяют следующие аспекты поведения:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими людьми.

3. Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Роли, согласно Тибо и Келли, бывают предписанными (мужчина/женщина), но большая часть – приобретенные.

Соответственно, исходя из трех предыдущих положений, становится понятно, что к каждой роли существуют определенные ожидания: со стороны общества, со стороны индивида, со стороны положения в обществе.

Р. Линтон отмечает, что множественность социальных ролей не подразумевает одновременного их исполнения. В определенный момент времени одна роль является активной, тогда как другие находятся в латентном состоянии. Активизация роли будет зависеть от вида деятельности и конкретных условий ситуации.

Соотношение роли и статуса

В большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. Антрополог Р. Линтон разработал статусно-ролевую концепцию. По его мнению, роль представляет собой внешнее поведение, сумму культурных его образцов, связанных со статусом индивида (включает установки, ценности и поведение, предписанное обществом человеку, занимающему определенный статус). Статус же есть место, занимаемое индивидом в общественной системе. Таким образом, роль представляется ему динамическим аспектом поведения, необходимого для оправдания занимаемого статуса.

Интеракционистами статус рассматривается чаще как субъективная категория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им роли.

Ролевые теории личности.

Проблема волновала многих исследователей из разных ориентаций социальной психологии – интеракционистской (Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Н. Гросс и др.), необихевиористской (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюком).

Такая популярностьможет объясняться следующим: (1) проблема роли представляет большие возможности для исследований (и теоретических, а главное, и эмпирических); (2) ролевая теория – специфический подход к исследованию соц/повед личности.

Т. Сарбин и В. Аллен

Для этих авторов характерно приравнивание понятие роли к межличностной роли. Они выделяют формальные и неформальные роли. Первые относятся к макроструктуре, вторые – к микроструктуре общества. Они видят их основное отличие в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей (часто эти моменты бывают письменно зафиксированы), чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. Таким образом, социальные роли более жестко детерминированные, чем межличностные.

Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. Один из методологических аспектов интеракционизма – сведение социальных отношений лишь к межличностным.

Классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь стадий:

1. нулевая – индивид числится носителем роли, но по существу, ее не выполняет;

2. ритуальные роли – исполняются полуавтоматически, без заинтересованности (например, профессиональные роли);

3. углубленное исполнение роли – например, успешное вхождение в роль актера;

4. исполнение роли в состоянии гипноза;

5. исполнение роли в состоянии невроза;

6. исполнение роли в состоянии экстаза;

7. исполнение роли под воздействием веры в сверхестественные силы (максиальная включенность в роль).

В данной классификации наибольшее внимание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях.

И. Гоффман

Проводил аналогию между реальными жизненными ситуациями и театром.

По его мнению, смысл ролевого поведения состоит в создании определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или аудитории. Исполнение роли происходит в определенных условиях.

Во-первых, у роли есть фасад исполнения, т.е. окружение, внешность, манера поведения. Роль подразумевает исполнение партии, которая представляет собой ролевые ожидания зрителей.

Во-вторых, исполнение роли происходит на двух этапах: авансцене и кулисах. Авансцена – непосредственно осуществляется взаимодействие. Кулисы – пространство, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории, здесь подготавливается исполнение роли.

Успешное исполнение роли подразумевает получение от нее выгоды. Для человека главное создать впечатление у других (зрителей), что он правильно исполняет роль.

Ролевой конфликт.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Индивид оказывается не в состоянии выполнять, предъявляемые ролью требования.

Ролевые конфликты – весьма частое явление. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференцируемостью социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающиеся пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций – концепция Гуда, также - Гросса.

Виды.

Дж. Джецелс и Е. Кубаотмечают разную степень остроты конфликта в зависимости от 2 факторов:

· степень различия между ролями и предъявляемыми к ним требованиями

· степень строгости предъявляемых требований

2 типа конфликтов:

межролевые.К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду приходится одновременно играть несколько ролей. Он оказывается не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей.

внутриролевые. Подразумевает наличие противоречивых требований к осуществлению роли от различных социальных групп.

Источники.

Источники межролевого конфликта: Может быть связано с отсутствием времени или физических возможностей, с несовместимостью требований ролей. Пример второго типа источника конфликта: маргинальная личность, принадлежащая к конфликтующим группам, которая не может проидентифицироваться с одной из групп.

Источники внутриролевого конфликта: Требования к осуществлению роли от различных социальных групп, в которые включен индивид, причем требования противоречивые и касающиеся одного и того же результата поведения (например, исследование студенток колледжа, к которым родители предъявляли требования быть успешными в учебе, а студенты-мальчики – показывать средние результаты, поскольку это было бы проявлением конкуренции со стороны девочек).

Способы разрешения.

Способы разрешения межролевого конфликта.У. Г. Гуд«Теория ролевой напряженности»- неоперационализирована, основывается на здравом смысле

Ролевая напряженность – состояние индивида в ситуации межролевого конфликта. Способы снятия напряженности: нужно освободиться от ряда ролей и сконцентрироваться на одной, а затрату времени на выполнение остальных поставить в зависимость от:

1 – значимость роли

2 – *+ *и *- * санкции, которые могут быть из-за невыполнения роли

3 – реакция окружающих на отказ

Н. Гросс, У. Мэйсон, А. МакИченвыделяют 3 группы факторов к проблеме устранения ролевых конфликтов:

1 – субъективное отношение к роли (субъективная значимость и справедливость требований для индивида)

2 – санкции

3 – тип ориентации (на моральные ценности или прагматизм). Исходя из этих факторов, можно предугадать способ разрешения ролевого конфликта, который выберет индивид. Индивид, ориентированный на моральные ценности, будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли, прагматические индивиды будут руководствоваться ожидаемыми санкциями за то или иное исполнение роли.

Гросс, как и Гуд, опирается лишь на здравый смысл.

Деиндивидуализация.

Деинидивидуализация и ролевое поведение.

Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Таким образом, может быть отмечен характер ролей, которые принимает на себя личность. Они обусловлены теми группами и обществом, в которые включен индивид.

Явления деиндивидуализации (обезличивания) имеют место при влиянии группы на личность. Так, Г.Лебон освещал этот вопрос в свете своей концепции «психология масс», говоря о влиянии толпы на индивида. То же самое можно сказать и об обществе в целом, об отдельных группах. Они своими требованиями могут способствовать и вызывать явления деиндивидиуализации.

Ситуационные причиныдеиндивидуализации:

· Анонимность;

· Высокий уровень эмоциональной возбужденности;

· Сосредоточенность внимания человека не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг.

Социально-психологические состояния, ведущие к усилению деиндивидуализации, уже возникшей в силу указанных причин:

o высокая сплоченность группы, в которой оказался индивид, ее единство;

o сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида.

Следствиядеиндивидуализации:

1. проявление импульсивного поведения;

2. возросшая чувствительность к внешним воздействиям;

3. повышенная реактивность;

4. неспособность управлять собственным поведением;

5. пониженный интерес к оценкам окружающихлюдей;

6. неспособность взвешенно оценивать и разумно планировать поведение.

Наши рекомендации