Неадекватное ролевое поведение

Снижение акционального голода, равно как и спонтан­ности, вызванное неврозами креативности и обусловлен­ными ими депрессивными или агрессивными реакциями, возникает иногда также в результате неправильного роле­вого поведения. В таких случаях психодраматическими средствами терапии являются бихевиорально-терапевти­ческий ролевой тренинг (бихевиодрама) либо педагогиче­ская ролевая игра; например, в том случае, когда акциональный голод человека был достаточен для того, чтобы позволить ему справиться со многими ситуациями, в том числе полностью овладеть профессией, однако в профес­сиональной жизни понес внушающий тревогу ущерб.

Пример: Молодой человек обладал достаточным акциональным голодом, чтобы реализовать имевшуюся у него возможность изучить курс медицины, что в ре­зультате привело к появлению у него роли врача. Однако в эту роль — несмотря на свою высокую научную квалификацию — он никак не может вжиться. Ему не удается завоевать ни доверия па­циентов, ни уважения врачебного персонала. Из-за состояния фрустрации возникает circulus vitiosus, из которого он не может выбраться. Его поведение становится все более скованным и безразличным, усиливая тем самым его проблемы, которые со своей стороны снижают его акциональный голод. В конце концов он начинает страдать от огромного не­желания работать, чувства неполноценности и т.п. Это к тому же еще и наносит ущерб его межчеловеческим отношениям.

В данном случае самой приемлемой формой те­рапии с точки зрения экономии времени и эффек­тивности будет, пожалуй, обычный ролевой тре­нинг. Клиент в воспроизведенных по памяти или вымышленных ситуациях изображает свои взаимо­отношения с различными пациентами. В критиче­ские моменты разыгранных ситуацийтехника обме­на ролями позволяет ему испытать на себе свое неу­мелое поведение с пациентом, например в форме небрежного, грубого с ним обращения или высоко­мерной манеры говорить. Этот опыт может быть до­полнительно разъяснен благодаря использованию техники зеркала. Если члены группы были к томуже свидетелями типичного для протагониста неуме­лого поведения, то наиболее мотивированный из них берет на себя роль молодого врача иимитиру­ет, сколь незаинтересованно он подходит как к бо­лезни, так и к самому пациенту. Врач в роли зрите­ля наблюдает свое точно сымитированное, пренеб­режительноеповедение, которое он продемонстри­ровал, изображая ранее данную ситуацию. В роле­вом тренинге, который следует сразу после зеркаль­ного отображения, клиент самостоятельно пытается скорректировать свои манеры врача — причем опять-таки в обращении с тем конкретным пациентом, который изображается тем же самым членом группы, что и в первой сцене. Позитивная обратная связь партнера, например, что, беседуя с врачом в вымышленной сцене, он чувствовал себя более за­щищенным, чем в первой сцене, дает протагонисту основание надеяться, что он все же еще научится удовлетворительно исполнять роль врача. Это эмо­циональное переживание сразу же повышает его уверенность в себе и усиливает его ослабленное же­лание исполнять данную роль.

Здесь также следует предостеречь от прерывания психодраматического занятия до достижения в вымыш­ленных сценах переживания успеха в проблематической роли. При использовании техники зеркала, как и во всех остальных случаях применения конфронтационных тех­ник, рекомендуется поместить дубля позади наблюдаю­щего протагониста. В шокирующие моменты он может уберечь протагониста от нежелательной утраты уваже­ния к себе, например говоря: «В изображенной ситуации я действительно вел себя развязно. Если, однако, все де­ло только в этом, то я могу быть и деликатным».

Наши рекомендации