Социальный статус и социальная роль. Соц. статус - это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей

Соц. статус - это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей.

Социальный статус бывает – приобретенным и врожденным.

Социальная роль – функция, которую выполняет человек в обществе, которая ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.

Отец, сын, директор компании, ученик.

Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:

· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.

· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые(руководитель, президент страны, академик).

· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.

· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли, тогда возникает ролевой конфликт . Например:

· Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу.

Социальные качества личности – самосознание, самооценка, мобильность, активность, коммуникабельность, направленность, убеждения.

13. Социализация личности– многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему успешно функционирования в обществе как активного субъекта общественных отношений.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны это усвоение индивидом опыта, идеалов, ценностей путём вхождения в социальную среду. А другой стороны, это процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счёт активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Формы социализации:

1. Ненаправленная или стихийная – «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивидом в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, коллег и т.д.)

2. Направленная форма – специально разработанная обществом или его определенными институтами система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать её в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями, интересами, идеалами.

Одной из важнейших форм социализации является воспитание.

Этапы социализации в соответствии с типологическими особенностями

По Эриксону:

1. Стадия младенчества – от 0 до 1,5 лет. Главную роль играет мать, формируется у ребёнка базовое доверие к миру

2. Стадия раннего детства – от 1,5 до 4х лет. Формирование автономии, независимости ребёнка. Ребёнок начинает сам пытаться кушать, ходить, формируется понятие аккуратности, опрятности

3. Стадия детства – от 4х до 6 лет. Окончательно ребёнок формируется как личность. Он хорошо ходит. Общается. Расширяет область познания мира. Отслеживаются манипулятивные мотивы поведения. Развиваются психологические возможности ребёнка- воля, память, мышление с помощью различных игр.

4. Младший школьный возраст – от 6ти до 11ти лет. Школа выполняет роль приобщения к знаниям о будущей деятельности. Если ребёнок успешно овладевает знаниями, он формирует в себе уверенность и спокойствие.

5. Стадия отрочества – от 11ти до 20ти лет. Формируется личностное Я. Озабоченность внешним видом, привлечение к себе внимания противоположным полом и т.д.

6. Стадия юности – от 21 до 25 лет. Волнует проблема поиска спутника жизни

7. Стадия зрелость – от 25ти до 55-60 лет. Развитие идентичности проходит всю жизнь.

Большую роль играет забота о детях. Удовлетворённость в жизни появляется если предидущая жизнь была успешной

8. Стадия старости. 55-60 лет и дальше как повезёт. Наступает переосмысление своей жизни. Большую роль занимает духовные переживания

Типы социализации – первичная и вторичная

1. Первичная – усвоение норм и ценностей ребёнком

2. Вторичное усвоение норм и ценностей взрослым человеком

Наши рекомендации