Вопрос №1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.

Вопрос №1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

глобальное мировое сообщество;

традиционное национальное общество;

микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

индивид.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен од­нозначно.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Во-первых, социальное — это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.

Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей.

Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности.

Специфика социологического знания.

Заключается в том, что социология дает точный результат и в этом не уступает естественным наукам, однако социология изучает пунктуационное отклонение.

В силу пунктуации объекта социология не является абсолютно точной наукой.

Необходимость интерпретации фактов.

Специфика в воображении.

Особенности фактов. Факты, мнения и т. д. (только в социологии)

Социология имеет пределы достоверности.

Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.

Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу.

На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности,

Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

Статусное несоответствие - Ситуация несоответствия ряду статусных критериев

Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

 предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;

 достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;

 личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;

 групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ (лат. distantia - расстояние) - понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой - как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий.

Статусная деспозиция – это то как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом

Выравнивание статусов - доведение до общего уровня проявлений различных составляющих статуса индивида в отношении различных параметров статуса (переезд в более престижный район, обучение детей в более престижном учебном заведении, покупка дорогой машины и т. п.). Соответствие положения индивида или соц.

Статусной несовместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерар хиях занимает разные ранги – высокие, средине и низкие.

Вопрос 50. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов

Этапы составления анкеты:

1. Анализ темы. (Ключевые вопросы, цель, области)

2. Составление вопросов преимущественно открытых.

3. 3.1 Проведение пилотажного анкетирования.

3.2 Анализ полученных результатов.

4. Окончательное составление вопросов.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.

Вступительные вопросы (контактные вопросы).

Основные вопросы

Заключительные вопросы. Прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?").

"Паспортичка" (Сведения о демографических данных опрашиваемого: «если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

При составлении анкеты могут использоваться открытые и закрытые вопросы.

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для достижения результата. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой.

На открытые вопросы ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и дают более богатую по содержанию информацию, т.к. опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями.

Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержится перечень возможных вариантов ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа).

Каждый из типов вопросов имеет свои недостатки и преимущества. Так, результаты закрытых вопросов легче обрабатывать, они интерпретируются более однозначно. В то же время мнение испытуемого может не совпадать ни с одной из предложенных альтернатив. Ответы на открытые вопросы, носящие субъективный, произвольных характер, нередко оказываются несопоставимыми. Если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. Если предмет опроса ему мало знаком или неинтересен, то он либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа. Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию.

Вопрос №1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

глобальное мировое сообщество;

традиционное национальное общество;

микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

индивид.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен од­нозначно.

Наши рекомендации