Объект и предмет социологии. Место социологии в структуре современного знания

Уровни социологического анализа

Современная социология, предмет которой в общем виде определяется как «изучение социальных отношений», рассматривает все виды социальных отношений в обществе. Учитывая их многообразие, зачастую социологи вынуждены применять различные подходы и методы для анализа социальных явлений и процессов разной степени сложности. В связи с этим принято разделять макро– и микросоциологию.

Микросоциология изучает механизмы и закономерности поведения и взаимодействия людей, их общения и межличностных отношений. Включает в себя межличностный и групповой уровни.

На межличностном уровне предметом исследования социологии является типовое взаимодействие людей, ролевое поведение и межличностные связи. На групповом уровне социологического анализа изучаются первичные группы, организации и групповые отношения.

Макросоциология изучает крупные социальные общности, системы и структуры, а также процессы их изменения и взаимодействия. Представители макросоциологического подхода рассматривают в качестве объекта своего исследования общество в целом. К ней относятся социетальный и цивилизационный (мировой) уровни социологического анализа.

Социетальный уровень анализа рассматривает социальные явлениям и процессы в рамках общества как целого. На цивилизационном уровне, или уровне мировой системы, внимание акцентируется на отношениях между государствами, транснациональными организациями, международными сообществами, институтами и др. Так, например, и К. Маркс, и М. Вебер рассматривали социальные проблемы в мировом масштабе.

Функции и приложения социологии в современном мире

К основным функциям социологии принято относить:
• познавательную;
• прогностическую;
• социального проектирования;
• организационно-технологическую;
• управленческую;
• инструментальную.
Познавательнаяфункция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития. Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

Структурный функционализм

Структурный функционализм — методологический подход в социологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними.

Структурный функционализм основан на следующих фундаментальных идеях:

1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель;

2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество);

3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие.

По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются:

1) адаптация (ее обеспечивает экономика);

2) целеполагание (обеспечивается политикой);

3) интеграция (достигается правом и культурой);

4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).

В.Парето

Наиболее видным социальным теоретиком Италии в начале XX в. был социолог и экономистВильфредо Парето(1848 - 1923). Основной его труд “Трактат всеобщей социологии” был признан классическим произведением западной теоретической социологии. Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии Парето были позитивизм и иррациональные, волюнтаристские концепции А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Он предложил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.

Социологическая система В. Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.

Провозглашая положение о неравномерном распределении разного рода “остатков” (чувств, детерминирующих человеческое поведение) в разных общественных классах, Парето развивал биологически обоснованную теорию элит. Согласно этой теории, существенной чертой всех человеческих обществ является их деление на элиту и неэлиту. Стабилизация и последующая деградация элит, их “кругооборот” являются движущей силой общественного развития и лежат в основе всех исторических событий. Так, индивиды, наделенные от рождения особыми “остатками”, обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана или способностью применения насилия. Эти способности определяют типы правления, которые приходят на смену друг другу в результате деградации элиты, ведущей к упадку. Если элита не противодействует такой деградации путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в изобилии соответствующими “остатками”, то наступает революция. Смысл революции, согласно Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки общества. История — это “кладбище аристократии”, а ее динамика находит объяснение в “круговороте элит”.

Парето рассматривал общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Частями этой системы являются “остатки”, различные идеологии и социальная гетерогенность (неоднородность).

Этнометодология

Этнометодология– направление в американской социологии, распространяющее методы этнографии и антропологии на общую методологию социальных наук.

Этнометодологияизучает принятые на веру правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки. Ее ярким представителем является Гарольд Гарфинкель. Он стремился распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. По мнению представителей этой концепции, предметом социологии являются процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми механизмами коммуникации между людьми. По мнению Г.Гарфинкеля, все люди в обществе – социологи, ибо, приписывая значение действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Социал-дарвинизм

Социальный дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческомобществе.

Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.

Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

Социал-дарвинизм не создал научной школы или ярко выраженного политического течения. Данный термин сегодня используется в академической среде для описания антигуманистических и антисоциалистических тенденций в социально-экономической теории.

Дарвинизм - по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина - в узком смысле - направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как фактору эволюции. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.

Перенос представлений о борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений получил название социального дарвинизма.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Интериоризация– не просто копирование поведения, взглядов, а оценка. нужно или нет и т.д.(индивид пропускает через себя).

Людей, не прошедших социализацию, называют феральными.

Ресоциализация — смена норм и правил, которая происходит вследствие попадания в другую среду.

Социальный статус и роль

Социальный статусобычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.

Социальная роль— это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

ñ из ролевого ожидания (экспектации) и

ñ исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Социальные взаимодействия

Социальное действие— действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Социальная связь – взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между двумя и более индивидами. Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Виды связей:

1) социальный контакт (единичный или регулярный) – связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2) социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

Черты социального взаимодействия:

1) сопряженность действий обоих партнеров;

2) возобновляемость действий;

3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4) координация действий партнеров.

Социальные отношения – это осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.

Типы социальных отношений:

1) Сотрудничество (взаимное положительное отношение) – является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви (дружба, солидарность, политический союз между партиями или государствами, деловое партнерство). Важнейшие черты сотрудничества: 1) обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия, при котором каждая из сторон получает то, что признает приемлемым, обоснованным; 2) направленность взаимодействия на достижение совместной (но не аналогичной) цели ; 3) подкрепление сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

2) Соперничество (взаимное отрицательное отношение) – предполагает в качестве предпосылки наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон. Важнейшие черты соперничества: 1) стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника; 2) отсутствие общих, совместных целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта; 3) подкрепление соперничества негативными средствами обмена: завистью, хитростью, озлоблением. Одним из наиболее распространенных типов соперничества является конкуренция – соперничество двух или более субъектов за что-то, находящееся вне этих субъектов: конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий за власть в государстве (в условиях демократии).

3) Конфликт – прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны: 1) знание соперника; 2) знание причин конфликта; 3) ожидание ответных действий, противоборства. При этом не всякая конкуренция перерастает в конфликт и не всякий конфликт является порождением конкуренции.

Государство и общество

Обществоследует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие — «страна» — описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально политическое образование, имеющее государственные границы.

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз (р. 1911):

Обществомназывается объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Отличительная черта государства — суверенность — верховенство во внутренних и независимость во внешних делах. Государствовыступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

Исторически общество первично, а государство вторично. Государствовозникает на определенной стадии развития общества для защиты интересов граждан. По своей природной сущности государственное управление есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались и складываются непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет перед обществом.

Другая ситуация в тоталитарном государстве: личность и Гражданское общество подавляются, права человека не соблюдаются, законы устанавливаются произвольно, в угоду Правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит тоталитарному государству и им подавляется. Тоталитарное государство характеризуют следующие черты: аппарат подавления; преследование инакомыслящих; жесткая цензура и отсутствие свободы слова; диктатура одной политической партии; в большинстве случаев - монополия государственной собственности; геноцид против собственного народа; подавление личности и отчуждение от государства.

Объект и предмет социологии. Место социологии в структуре современного знания

Под объектом науки понимается феномен или круг явлений, который она изучает. На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составленное из слов двух разных языков: латинского– socium, societas (общество) и греческого– logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество.

Предмет социологии.Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющиеся в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).
В общем виде предмет социологии — взаимосвязи между людьми и закономерности, возникающие в ходе взаимодействий между ними.

Место социологии в системе наук
1) Социология – социальная философия. Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.
2) Социология и психология. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностные ориентации, социальные позиции, ролевые ожидания.
3) Социология и история. Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы: a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции. б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.
4) Экономика и социология. Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическая деятельность человека это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.
5) Социология и политология. Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Наши рекомендации