Структура и функции социологического знания. Специфика соц.знания. 4. Проблема соотношения объективного и субъективного в социологии.

Социология как наука

Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

2. социология и архитектура. Когда разом произносятся два слова: архитектура и общество, всякому очевидно, что речь идет о социальных проблемах архитектуры, архитектуры внутри общества и для него, архитектуры как среды функционирования людей. Когда же ведется проектная разработка типового клуба с залом на четыреста мест, обсуждается градостроительная роль здания драматического театра в Ашхабаде или оценивается архитектурное решение текстильной фабрики в Фергане, как-то само собой вдруг оказывается, что обсуждение приобретает сугубо профессиональный характер. Социальные проблемы архитектуры остаются где-то "над" конкретной задачей, а конкретность здания или проекта редко поднимается до них.
Социология архитектуры как научная дисциплина, исследующая "жизнь" архитектуры в обществе, только тогда выполняет свою задачу, когда находит ясные "мостики перехода" между уровнем общества и архитектуры в целом и уровнем конкретного проекта, конкретного задания на проектирование. Найти эти "мостики перехода"- на самом деле значит их построить; ведь сегодня их отсутствие компенсируется лишь тем, что заказчику представляется, будто он знает все действительные потребности тех, для кого задумано сооружение, и архитектор считает, что ему известны эти потребности. Практика же со всей убедительностью показывает, что не только представления архитектора и заказчика о потребителе не совпадают, но не совпадают между собой мнения специалистов, выступающих в роли заказчика, резко различны мнения архитекторов. Значит, для социологии архитектуры архитектура является прежде всего производством полезных пространственных структур, обладающих ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней). Человек же для социологии архитектуры - создатель архитектуры и ее потребитель в самом широком смысле. Удовлетворенность трудно измерить, неудовлетворенность - напротив - всегда ориентирована довольно четко и (путем сравнения) относительно измерима. Отсюда вполне естественно, что социология архитектуры интересуется прежде всего всеми формами неудовлетворенности, возникающей в контакте людей с архитектурой, интересуется изменением этих форм, так как именно изменение форм неудовлетворенности является очень точным показателем прогресса в культуре, ибо неудовлетворенность как зеркало отражает потребность - уже осознанную или еще только смутно ощущаемую.

3.закон функционирования и развития общества.формы проявления и механизмы действияч социальных законов. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы. Классификация законов.Законы различаются по времени действия.Общие – действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем.(Закон перехода от одного типа общества к другому). Законы различаются по степени общности. Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д. Законы различаются по способу их проявления: Статистические— отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности.Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни). Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. Законы развития (развития самоуправления).Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом. Законы функционирования (распределения ролевых функций в семье). Типологизация социальных законов поформам связей (5 категорий)I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б.(Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин).Vкатегория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями.(Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии). Социальные действия характеризуются случайной величиной. Эти случайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействующую величину, которая выступает как форма проявления социального закона.

4.Метод: "объективная" и "субъективная" социология Огюста Конта. Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики: научная, с одной стороны, социально-практическая (реформаторская, религиозная, моралистская, политическая, педагогическая и т. п.) - с другой. С одной стороны, Конт провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, основанной на наблюдении и свободной от всяких предвзятых концепций. С другой - социология, как и позитивизм в целом, оказалась для него не просто наукой, но больше чем наукой. В "объективной" социологии Конт исходит из того, что она должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо применять индукцию и дедукцию, но первый метод в ней предпочтительней второго. Однако сам Конт использовал главным образом дедуктивный метод. Как и в биологии, здесь в процессе исследования надо продвигаться от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот. Второй "объективный" метод исследования - эксперимент. Конт отмечает, что в социологии невозможен "прямой" эксперимент, состоящий, как в физике, в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней существует "косвенный" эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии, представляет собой настоящий эксперимент. Что касается "субъективного" метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании "объективного". И это неудивительно, так как "субъективный" подход имеет у него в значительной мере мистический характер. Под субъектом, который становится отправным пунктом "субъективного" подхода, имеется в виду главным образом не индивид или группа, а все человечество.

Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

Второй признак метода заключается в том, что в отличие от "объективного", рационального подхода, он является эмоционально-альтруистическим по своей сути. Это метод "сердца", которому должен быть подчинен ум. В оценке Контом соотношения "объективного" и "субъективного" методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся "Система позитивной политики", утверждающая общее "преобладание сердца над умом" и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без "объективного" метода и начать сразу с "субъективного".

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Понятие «парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общий угол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов, связанная с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и независящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов – социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером и В.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана и Г.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б.Скиннера и теориями социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К.Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений,

возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств.

Существует и другая классификация социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичными представителями такой парадигмы являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира актёров, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера. Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони, Ч.Райт Миллз.

9.Специальн социолог теор. Специальные социологические
теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного
сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная
функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества,
специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. В современной социологии выделяется несколько групп социально- психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п. Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).

Социология города и социология деревни. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека. Социальные функции поселения, его типы. Уровень и качество жизни городского и сельского населения.

Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам. Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, преимущественное занятие людей - сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.
Предметом социологии деревни (села) являются основные закономерности ее функционирования и развития, ее социально-экономическая природа, проблемы демографического и социального воспроизводства населения, типология сельских поселений, образ жизни населения, процессы миграции.

Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок Типологизация сельских поселений сложнее из-за большого разнообразия. Сельские населенные пункты бывают разные: - --аграрные; индустриально-аграрные; аграрно-административные.

Важнейший признак для типологизации - людность поселения. Выделяют мельчайшие, мелкие, средние, крупные сельские поселения

транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город). Некоторые города обслуживают единственное градообразующее предприятие (оборонный завод рудник, морской порт и т.д.). Более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п. В социологии выделяются 2 вида территориальных общностей: региональная (население региона) и поселенческая (население города или деревни). Любая региональная общность имеет свои характеристики:структура занятости, профессиональный и соц. профессиональный состав. У нас есть регионы с преобладанием шахтеров, аграрного населения, рыбаков или др.;уровень материального благосостояния и социального комфорта.,различие в культурном уровне, развитость культурной инфраструктуры, уровень образования, наличие и количество этносов, т.к. это накладывает отпечаток на культурную жизнь (языковую культуру— возникает двуязычие); отличие специфическими чертами, например уровнем криминализации. Улучшить жизнь людей можно на месте или миграцией, из-за миграции между регионами не существует столь резких различий. Миграции выполняют не только экон. функции, но и социальные, суть которых состоит не только в изменении положения человека в общественном разделении труда, но и в изменение его статуса, социального положения. Внутрисельская и внутригородская миграция часто ведет к перемещению индивидов из одних социальных групп в другие. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда

 Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

 Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

 Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

 Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

 Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

 Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое

Теории неравенства.

В своем труде "Государство" Платонутверждал, что правильное государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутренюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).

Аристотель в "Политике" также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента : один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают претупниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность пораждает бунт и преступления там, где нет стреднего класса и бедных огромное большиноство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. А. выступал как против власти бедняков, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно, как К. Маркс, не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер ( 1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о "трех автономных измерениях стратификации". Он подчеркивал, что "классы", "статусные группы" и "партии" - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по Веберу, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной "классовой ситуации". Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов:

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности "белые воротнички": технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интелектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п. 5.2 "Коммерческий класс", т.е. предприниматели.
Классы - это "конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях". Отношения управления и организации являются коренной причиной социального неравенства людей. Существует 4 причины неравенства: 1) естественное (биологическое) разнообразие склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп. 2) естественное (интеллектуальное) разнообразия талантов, способностей, дарований. 3) социальная дифференциация (по горизонтали) примерно равноценных позиций. 4) социальное расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса.

Социология как наука

Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

2. социология и архитектура. Когда разом произносятся два слова: архитектура и общество, всякому очевидно, что речь идет о социальных проблемах архитектуры, архитектуры внутри общества и для него, архитектуры как среды функционирования людей. Когда же ведется проектная разработка типового клуба с залом на четыреста мест, обсуждается градостроительная роль здания драматического театра в Ашхабаде или оценивается архитектурное решение текстильной фабрики в Фергане, как-то само собой вдруг оказывается, что обсуждение приобретает сугубо профессиональный характер. Социальные проблемы архитектуры остаются где-то "над" конкретной задачей, а конкретность здания или проекта редко поднимается до них.
Социология архитектуры как научная дисциплина, исследующая "жизнь" архитектуры в обществе, только тогда выполняет свою задачу, когда находит ясные "мостики перехода" между уровнем общества и архитектуры в целом и уровнем конкретного проекта, конкретного задания на проектирование. Найти эти "мостики перехода"- на самом деле значит их построить; ведь сегодня их отсутствие компенсируется лишь тем, что заказчику представляется, будто он знает все действительные потребности тех, для кого задумано сооружение, и архитектор считает, что ему известны эти потребности. Практика же со всей убедительностью показывает, что не только представления архитектора и заказчика о потребителе не совпадают, но не совпадают между собой мнения специалистов, выступающих в роли заказчика, резко различны мнения архитекторов. Значит, для социологии архитектуры архитектура является прежде всего производством полезных пространственных структур, обладающих ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней). Человек же для социологии архитектуры - создатель архитектуры и ее потребитель в самом широком смысле. Удовлетворенность трудно измерить, неудовлетворенность - напротив - всегда ориентирована довольно четко и (путем сравнения) относительно измерима. Отсюда вполне естественно, что социология архитектуры интересуется прежде всего всеми формами неудовлетворенности, возникающей в контакте людей с архитектурой, интересуется изменением этих форм, так как именно изменение форм неудовлетворенности является очень точным показателем прогресса в культуре, ибо неудовлетворенность как зеркало отражает потребность - уже осознанную или еще только смутно ощущаемую.

3.закон функционирования и развития общества.формы проявления и механизмы действияч социальных законов. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы. Классификация законов.Законы различаются по времени действия.Общие – действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем.(Закон перехода от одного типа общества к другому). Законы различаются по степени общности. Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д. Законы различаются по способу их проявления: Статистические— отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности.Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни). Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. Законы развития (развития самоуправления).Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом. Законы функционирования (распределения ролевых функций в семье). Типологизация социальных законов поформам связей (5 категорий)I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б.(Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин).Vкатегория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями.(Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии). Социальные действия характеризуются случайной величиной. Эти случайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодейств

Наши рекомендации